Экологическая игра для педагогов «Брейн - ринг. Брейн ринг по экологии Брейн ринг по экологии в библиотеке

Воспитатель первой квалификационной категории Чемекова Н.М. МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок»

Сегодня я хочу провести с вами деловую игру в форме брейн – ринга, называется «Экологический мост» .

Цель игры: Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах экологического воспитания и установления тесного сотрудничества между педагогами и родителями.

Конкурс № 1. «Экологическая разминка»

Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.

Вопросы для команды № 1

  1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
  2. Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
  3. Наука о животных. (Зоология)
  4. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
  5. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
  6. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
  7. Самец кукушки. (Кукух)
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
  9. Какую траву любят кошки? (Валериана)
  10. Самая высока трава? (Бамбук)

Вопросы для команды № 2

  1. Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)
  2. Лесной петух. (Глухарь)
  3. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
  4. Наука о растениях. (Ботаника)
  5. Почему лиственницу называют «добрым деревом» ? (Не колется)
  6. Трава от 99 болезней. (Зверобой)
  7. Пингвин птица или животное? (Птица)
  8. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
  9. Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)
  10. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Конкурс № 2. Игра «Ассоциация»

Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза» , «работает как лошадь» , «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из членов команды противников, не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из педагогов) .

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:

  • с животным (зверь, птица, насекомое)

Конкурс № 3. «Основные принципы экологии»

Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:

  • всё связано со всем
  • всё куда-нибудь девается
  • всё что-нибудь да стоит
  • природа знает лучше.

Приведите по одному примеру по каждому принципу.

Загадки для болельщиков

  1. кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)
  2. я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)
  3. ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)
  4. бежит по снегу, а следу нету. (поземка)
  5. пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)
  6. утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)
  7. на зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)
  8. чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)
  9. мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)
  10. сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)
  11. каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)
  12. все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)
  13. поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)
  14. когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)
  15. несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)
  16. белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)
  17. колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)
  18. опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Конкурс № 4. «Загадки - иллюстрации»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)

  1. И. И. Шишкин «Рожь» ;
  2. И. И. Левитан «Весна. Большая вода» ;
  3. А. К. Саврасов «Грачи прилетели» ;
  4. И. И. Левитан «Март» ;
  5. И. Э. Грабарь «Февральская лазурь» ;
  6. И. И. Шишкин «На севере диком» ;
  7. И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж» ;
  8. А. И. Куинджи «Берёзовая роща» ;
  9. И. И. Шишкин «Корабельная роща» ;
  10. И. И. Шишкин «Дубовая роща» ;
  11. А. А. Пластов «Первый снег» .

Конкурс № 5. «Угадай по пантомиме»

Каждому педагогу предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.

  • Сорока;
  • Жираф;
  • Шимпанзе;
  • Индюк;
  • Страус;
  • Собака;
  • Белка;
  • Сова;
  • Медведь;
  • Лиса;
  • Заяц;
  • Пингвин

Конкурс № 6. «Экологический кроссворд»

Членам команд предлагается разгадать кроссворд на экологическую тематику. Оценивается правильность и быстрота выполнения.

  1. При повышении температуры воздуха до 0 градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называют (Оттепель)
  2. Бабочка эта «сухопутная» : летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё – «морское» . (Адмирал)
  3. У всех насекомых шесть ног. А у этого жителя Планеты – восемь. (Паук)
  4. Полевой цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую или синюю краску. (Василёк)
  5. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)
  6. Лекарственное растение. В народе его называли «ранник» , «чирьева трава» . (Подорожник)
  7. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот побежит ветерок и послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик)
  8. Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки. (Лиственница)
  9. Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. (Снежинки)

Конкурс № 7. «Музыкальный марафон»

Задание № 1. Прослушать запись и определить звуки птиц.

  • Жаворонок лесной
  • Иволга
  • Канарейка
  • Кукушка
  • Ласточка
  • Жаворонок полевой
  • Ворона серая
  • Синица
  • Соловей
  • Попугай

Конкурс № 8 «Народные приметы»

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.

(Роман Ругин)

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

  • Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
  • Ворона кричит зимой – к метели
  • Лягушки квакают – к дождю
  • Воробьи в пыли купаются – к дождю
  • Около луны звезда народилась – к потеплению
  • Собаки катаются – к пурге.
Экологический брейн-ринг в детском саду

(проводится на участке детского сада)

Цель: Воспитывать детей в игровой форме экологически грамотными людьми.
Задачи: Развивать интеллектуальные способности в области экологии, творческий потенциал и экологическую культуру дошкольников. Воспитывать чувства коллективизма. Развивать речь детей, познавательную активность.
Оборудование: Скамейки, эмблемы, шапочки солнышка и тучки, картинки насекомых и птиц, пакеты под мусор 2 шт., чудесный мешочек с бочонками, магнитофон, аудиозаписи, коктейльные трубочки, заготовки цветов, вазы.
Ход игры:
Организационный момент.
(Звучит спокойная музыка, дети рассаживаются по местам, ведущий читает стихотворение)
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Приветствуем вас на познавательно-развлекательной игре «Экологический Брейн-ринг». Название игры Брэйн-ринг произошло от англ. brain - мозг. Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Послушайте правила игры.
Правила игры:
1. В игре принимают участие 2 команды.
2. Капитаны команд представляют название, девиз, эмблему.
3. Игра состоит из 5 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии.
4. Правильность ответов оценивает жюри
5. За правильный ответ команда получает баллы, они начисляются по системе:
Полный правильный ответ -5 балла
Неполный ответ - 3 балла
Неправильный ответ - 0 баллов, право ответа переходит той команде, которая подняла табличку после неё.
Команда, набравшая большее количество баллов, за отведенный период времени становится победителем брейн-ринга, занимает 1 место.
Сегодня здесь присутствуют члены жюри, именно они, определят победителей игры.
Представление жюри:
Жюри будет оценивать ответы участников команд, фиксировать в оценочных листах результаты игры и следить за соблюдением правил игры.
Ведущий: Итак, у нас участвуют две команды. Прошу капитанов представить свои команды.
Команда № 1. «Зелёные»;
Наш девиз: «Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету! У природы есть друзья, это мы, и ты, и я!»
Команда №2. «Следопыты»;
Наш девиз:
«Мы, следопыты- природы родной знатоки и любители.
Охраняем лес и его жителей,
И очень просим каждого из вас,
В любое время года всякий раз,
С добрым сердцем в лес входите,
Всё, что есть в нём – берегите!».
Давайте поприветствуем друг друга Аплодисментами! Знакомство состоялось, а теперь пора приступить к игре. Мы желаем всем успехов в состязании. Пусть победит сильнейший!
Ведущий: Первый раунд. «Страна насекомия».(Дети разгадывают загадки и показывают картинку с правильным ответом)
Разгадайте ка, ребятки загадки…
Загадки для команды «Зеленые»
1.Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (бабочка)
2.С ветки на тропинку, с травки на былинку
Прыгает пружинка, зеленая спинка. (кузнечик)
3.На цветок жужжа садится, чтоб нектаром насладиться.
Он мохнатенький, как ель. На пчелу похожий… (шмель)
4 Из-за него бьют себя, из-за него бьют тебя.
Нос у него долог, голос звонок. (комар)
5. Ходит над нами вверх ногами, с нами обедает – всего отведает.
Станешь гнать – начнет жужжать. (муха)
Ведущий: Молодцы, команда «Зеленых», все загадки отгадали. А теперь загадки для команды «Следопыты»
1.На цветок она садится, не устав с утра трудиться.
Людям воск и мед дала, беспокойная… (пчела)
2. Кто в лесу без топоров строит избу без углов. (муравей)
3. Тонко кружево плету, не заметишь на лету.
Кто в мою попался сеть, в ней останется висеть. (паук)
4. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (стрекоза)
5. Тлю с ветвей она съедает, и в саду нам помогает,
На листок усевшись ловко, это… (божья коровка)
Ведущий: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Пока жюри оценивает первый конкурс, мы с вами поиграем в игру: «Солнышко и дождик». Послушайте правила игры: сейчас вы превратитесь в насекомых, когда будет светить солнышко, вы будете танцевать и веселиться на полянке. Как только пойдёт дождик- вам надо будет занять места в своих домиках.
Ведущий: Второй раунд. «Лесные заморочки» (вопросы задаются командам по очереди, используя чудесный мешочек и бочонки от лото)
1. Какие вы знаете деревья?
2. Какие животные спят зимой?
3. Кто на себе свой дом носит?
4. Кто грызет орешки и сушит сыроежки?
5. У какого животного нос пятачком?
6. У реки растет камыш, в камыше живет малыш. Он с зеленой кожицей
и с зеленой рожицей?
7. Гуляет в рыжей шубке, хитрит и скалит зубки?
8. У какого зверя на голове куст?
Ведущий: Молодцы команды, отгадали все мои хитрые вопросы. Люди часто засоряют природу, оставляют мусор в лесу, на речке. Да и у нас на площадке, кто-то намусорил. Давайте наведем порядок. Поиграем в игру «Кто больше соберет мусора», а жюри пока посовещается.
Проводится игра «Кто быстрее соберёт мусор»
Ведущий: Третий раунд: «Конкурс капитанов».
Пройти как можно дальше, не задерживаясь, на каждый шаг названия (животных, птиц, рыб, деревья, цветы и т.д.).
Побеждает тот капитан, который уйдет дальше других.
Звучит фонограмма птичьих голосов.
Ведущий: Четвёртый раунд. «Птичий базар»
Ребята, а много ли вы знаете о птицах?
Дети: Да!
Ведущий : Сейчас мы это проверим. (вопросы задаются командам по очереди)
1. Как называется дом птицы?
2. Как зовут «руки» птицы?
3. Как называются птичьи дети?
4. «Рот» птицы?
5. Когда люди вывешивают скворечники?
6. Что едят птицы?
Проводится игра «Угадай птицу» (дети должны угадать как называется птица на картине)
Ведущий : Пятый раунд. «Правила друзей природы».
– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Ведущий: Вот и закончилась наша игра, вы молодцы! Вы показали хорошие знания о природе родного края. А теперь, пока жюри подводит окончательные итоги, предлагаю вам принять участие в изготовлении цветов для украшения детского сада.
Жюри: Ребята, мы видим, вы стали настоящими друзьями природы. Наша игра завершилась со счетом….Мы вас поздравляем, и назначаем вас главными экологами на планете. (Вручаются медали «Юный эколог»). Экологи – это друзья природы. Это те, кто бережёт, защищает и охраняет природу.
Живая ниточка связала всех навек: листок, улиточка, Земля и человек.
Живут на свете как одна семья. Не обойтись земле без муравья.
Воде без рыбы, лесу без зверей, а человеку без природы всей.
И ты за эту ниточку держись, чтоб не кончалась у природы эта жизнь!

Награждение команд. Круг почёта.

Брейн-ринг.

Цель игры: Расширить и углубить знания участников игры по основам экологии; показать роль антропогенного фактора в природе и зависимость здоровья человека от его образа жизни и изменений окружающей среды; способствовать развитию интереса детей к проблемам экологии, развитию сообразительности и находчивости.

Танец «Цветущий цветок»

1чт. Нам кажется, что мы умней природы,

Самообман, не более того.

Но мозг, при всем величии его,

Не бог, не царь, а вещество природы.

2чт . Теории Эйнштейна и Ньютона

Ракеты, теплоходы и заводы,

Наука вся, искусство всех времен

Есть лишь частица вещества природы!

1.Вед Международный День Земли – это важный, особенный день. Мы обращаем свой взор на планету Земля, колыбель человечества и наш общий дом. Мы хотим сделать так, чтобы можно было гордиться чистотой на нашей Земле, её сверканием и великолепием.

1.Вед . Ежегодно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных и еженедельно - 1 вид растений. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц, а к 2000году это соотношение ещё уменьшится.

2.Вед. Каждый год смывается дождём, выдувается ветрами 26 миллиардов тонн плодородного слоя Земли, площадь пустынь увеличивается ежегодно на 6 миллионов гектаров.

Список можно продолжать бесконечно. Но чтобы не повторять ошибок взрослых, мы – будущее нашей планеты, должны быть прежде всего экологически грамотными и разумными.

I . Вед Приветствие

Здравствуйте, повелители мыслей! Знатоки всего и вся! Мы рады приветствовать вас в этом зале!

2.Вед . Сегодня состоится турнир интеллектуалов, Экологический Брейн-ринг. Название игры Брэйн-ринг произошло от англ. brain - мозг. Наш брейн-ринг посвящен Дню Земли

1.Вед. Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Всё внимание на экран.

II .Правила игры:

В игре принимают участие 5 команд по 5 человек.

1.Вед .Капитаны команд представляют название, девиз, эмблему.

2.Вед .Игра состоит из 5 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии, материалы из Красной Книги заповедниках, заказниках и памятниках природы, о мире живой природы Северной Осетии

1.Вед . Каждый раунд состоит из 5 вопросов.

На обдумывание ответа предоставляется 1 минута. (секундомер)

Первой отвечает команда, которая раньше других подняла свою табличку.

2.Вед . Правильность ответов оценивает жюри

За правильный ответ команда получает баллы, они начисляются по системе:

Полный правильный ответ -5 балла

Неполный ответ - 3 балла

Неправильный ответ - 0 баллов, право ответа переходит той команде, которая подняла табличку после неё.

1.Вед . Команда, набравшая большее количество баллов, за отведенный период времени становится победителем брейн-ринга, занимает 1 место.

2.Вед. Сегодня здесь присутствуют члены жюри, именно они, определят победителей игры.

Вед.1 . Представление жюри:

Жюри будет оценивать ответы участников команд, фиксировать в оценочных листах результаты игры и следить за соблюдением правил игры.

2.Вед . Прошу капитанов представить свои команды. Команда № 1.

1.Вед . Знакомство состоялось, а теперь пора приступить к игре. Мы желаем всем успехов в состязании. Пусть победит сильнейший!

III . Игра (вопрос-ответ)

1 раунд

Итак, первый вопрос, внимание на экран!

1. Это форма кислорода, которая состоит из трех атомов. Он образует в верхних слоях атмосферы слой толщиной от 19 до 35 км. Этот слой защищает жизнь на Земле. (озон, защищает от проникновения сильной солнечной радиации)

2.Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее. (Человек).

3. Эта птица пришла в Сибирь вместе с казаками и с тех пор стала постоянным "жителем" сибирских городов и деревень? Назовите эту птицу!

Внимание на экран правильный ответ!

Воробей . После присоединения Сибири к Московскому государству, повсюду стали строиться крепости. Казаки, чтобы как-то скрасить тоску по родным местам, везли с собой в клетках из дома обыкновенных воробьев. Те хорошо приживались на новом месте, а потом уже самостоятельно распространялись дальше на север.

4.Какие животные нашей республики занесены в Красную книгу Северной Осетии?

Ответ : в Красную книгу Северной Осетии занесены: обыкновенный длиннокрыл, гигантская вечерница, перевязка, серна, зубр, черный аист, бородач, беркут, могильник, степной орел, змееяд, сапсан, кавказский тетерев, дрофа, стрепет и другие.

5.Черный ящик

2раунд

1.В чем различия и что общего у заповедника и заказника?
заповедник (Это место в различных зонах, где проводятся исследования в течение многих лет.: сохранить богатство различных видов растений и животных).
заказник (Это территория. Образуется на время. Здесь запрещаются определенные виды деятельности человека: охота, рыбная ловля, заготовка леса, сбор грибов и ягод). Сколько в нашей республике заповедников и заказников? Перечислите их. Ответ: в нашей республике функционирует один заповедник и семь заказников. Северо-Осетинский государственный природный заповедник с охранной зоной, Федеральный заказник "Цейский". Региональные охотничьи заказники:

    Заманкульский;

    Змейско-Николаевский;

    Мацутинский;

    Махческий;

    Зарамагский;

    Турмон.

2. Удивительно полезное насекомое , самка жука уничтожает за свою жизнь около 4 тысяч взрослых тлей. Откуда божья коровка получила свое название?
(По аналогии "божьим человеком" называют доверчивых и безобидных людей. За это и божья коровка получила свое на-звание. А коровкой она называется потому, что в минуту опас-ности на сгибах ее ножек выделяется оранжевая жидкость - молочко)

3.Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой? ( Пресной воды на планете около 2% ).

4.Один фермер скосил траву до цветения, другой - после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ? Более питательное сено, если трава скошена до цветения растений, так как на цветение и образование семян расходуется много питательных веществ.

5. Черный ящик

Этот овощ – герой множества морских приключений. Из-за него океанский пароход «Днепр», севший на рифы около пролива Босфор, был переломлен пополам. Виновником оказались семена растения, которыми были набиты трюмы парохода: вода. Проникшая в трюмы, намочила груз. Семена стали разбухать всё больше и больше. И железная арматура корабля не выдержала. (Горох.)

3 раунд

1.Все вы знаете слова А.С. Пушкина “Почернело сине море...” О какой экологической проблеме может говорить этот цвет? (Загрязнение морей нефтепродуктами).

2. В чем сходство рыбьей чешуи и ствола дерева? И там, и там есть годовые кольца

3.Русское название этого животного происходит от арабского слова, в переводе означающего «нарядный». В первые в Европу это животное было завезено Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. А что это за животное, если римлянам оно напоминало смесь верблюда и леопарда?
Ответ: жираф

4. Почему в городе нельзя сжигать мусор, отходы, листья?

О т в е т: потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами.

5.Черный ящик Что в Древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки и меда, а в Европе вместо этого использовали засахаренные фрукты? (конфеты)

4. раунд

1.Сжигание огромного количества природного топлива приводит к увеличению содержания в атмосфере углекислого газа метана. Что приводит к постепенному потеплению климата. Смесь пыли и газов действуют аналогично покрытию теплицы, хорошо пропускают солнечные лучи, но препятствуют выходу теплового излучения с поверхности. Какую глобальную проблему этот процесс создает? Парниковый эффект

2.Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческих слов гала - молоко, актус - цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то ее успокоить и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Какие это цветы? Подснежники

3.Самое долгоживущее растение Северной Осетии, занесенное в красную книгу. Возраст его 2 тысячи лет. Внимание вопрос?Назовите это растение? Скажите каким терминомназывают древние растения? Тис

4.Эти птицы были завезены в Австралию из Южной Африки в 60-е годы 19 века. Знатоки утверждают, что мясо этой птицы напоминает телятину: кожа имеет отличное качество, а перья время от времени входят в моду. Что это за птица?
Ответ: страус

5. Черный ящик

Интересна история этого растения, самой, может быть, ценной пряности на востоке. При дворе китайского императора существовал обычай, по которому чиновники, придворные и другие сановники, кому давалась аудиенция, обязаны были постоянно держать во рту эту пряность, чтобы не осквернять своего владыку нечистым дыханием. О каком растении идёт речь? (Гвоздика.)

5. раунд

1. Странствующий голубь, дронт, лабрадорская гага, Каролинский попугай – что объединяет всех этих птиц? (Все они – исчезнувшие виды.)

2. Вы все знаете, что улары и туры занесены в красную книгу Осетии.

Вопрос: Могут ли улары и туры помогать друг другу и как ? (Улары свистом предупреждают туров об опасности, а туры разгребая копытами снег для добывания травы способствуют последующей кормежки уларов.

3.Птенец альбатроса 4 месяца ходит в пуху и еще 5 месяцев не покидает гнезда. Представьте себя на его месте и ответьте, что еще, кроме пищи, приносят ему родители? (Игрушку )

4. Странствующий голубь, дронт, лабрадорская гага, Каролинский попугай – что объединяет всех этих птиц? (Все они – исчезнувшие виды

5. Черный ящик

В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона. (Там установлено зеркало. Неужели вы подумали, что в “самом правовом государстве мира” могли посадить в клетку человека?.)

IV .Суперигра

На сцену выходят 2 команды, которые набрали большее количество балло d

6 раунд.

1. Кто такие космополиты и эндемики?
(Космополиты – это организмы, которые живут во всех климатических зонах.
Эндемики – это организмы, которые живут на ограниченных территориях
.)

2.После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? Дождевые черви дышат кислородам воздуха, проникающего между частицами почвы. Во 3.После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? Дождевые черви дышат кислородам воздуха, проникающего между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и их дыхание затрудняется.

3. В каком году была издана первая Красная книга? В чем особенность первого издания книги?
Международным союзом охраны природы? Первая Красная книга была издана в 1966 году Международным союзом охраны природы. Особенность первого издания книги заключалась в том, что страницы не брошюровались, и их можно было перемещать из одной части книги в другую .

4. Растения выделяют летучие вещества, которые способны убивать болезнетворные микробы. Как называются эти вещества?

5. Черный ящик

Впервые чаши с этим напитком появились в XVII веке на столах голландцев. В Россию попал он неожиданно. В 1638 году из Москвы были отправлены послы к монгольскому хану. Польщённый подарками хан, в свою очередь, послал ответные дары, среди них было то, что послы назвали негодным товаром и взять его считали ниже своего достоинства. Но к их удивлению товар пришёлся в Москве по вкусу, хотя вначале его применяли как лекарство при разных хворях. (чай)

Чт .В День Земли должны мы дать ответ,
Дорога ли нам планета или нет?
Защищать ее всем миром мы должны,
Чтобы щедрость и богатство в дом пришли.

Превратим наш дом в цветущий чистый сад,
Уберем, почистим, высадим деревьев ряд.
Чтобы мудрая красавица Земля,
С нами в мире и согласии жила.

V . Жюри подводит итоги. Награждение.

Экологический брэйн – ринг для учащихся 7 – 8 классов.

Автор: Котченко Валентина Ивановна, педагог - библиотекарь МКОУ Веселовская СОШ,село Веселовское, Новосибирская область

Сценарий экологического брейн - ринга

Цели и задачи:
1. Расширить и углубить знания участников игры по основам экологии.
2. Способствовать развитию интереса детей к проблемам экологии.
3. Способствовать развитию у детей любознательности, сообразительности и находчивости.
Подготовка к игре:
В игре участвуют четыре команды по шесть человек, чтобы ответить на вопросы, ребята должны хорошо подготовиться, изучить предлагаемую литературу. Названия команд «Флора», «Фауна», «Юные экологи», «Защитники леса». Команды выбирают капитанов. Игра состоит из шести геймов, последний – блиц – турнир, во время которого конкурсанты за одну минуту должны дать как можно больше ответов на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Жюри подводит итоги. Игра может быть полезна в работе педагогам, воспитателям, библиотекарям.

Первый гейм «Чьи это строки»

Ведущий: каждой команде я прочитаю четверостишие одного из известнейших русских поэтов. Ваша задача – назвать его имя.
1.Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
(А. Пушкин)
2. Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком
И журавли печально пролетая
Уж не жалеют больше ни о ком
(С. Есенин)
3. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера
(Ф.Тютчев)
4. Ласточки пропали, а вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон за той горой
(А. Фет)

Второй гейм «Легенды о цветах»

Ведущий: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы, этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучит как гимн природе, нежности, любви.
Цветы, как люди на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Цветы способны «задеть» самые сокровенные струны человека, его души. А сколько нежности в их названиях. А знаете ли вы названия цветов?
Итак, задания командам.
Фауна.
* Латинское название этого цветка «галактус», то есть молочно – белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было очень холодно. Тогда, чтобы как – то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда.
(Подснежник)
* В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток, фей и нежных эльфов. Его родина – Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существует культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы этого цветка были куплены два каменных дома.
(Тюльпан)
*Какой цветок считается символом Солнца и символом Японии?
(Хризантема)
Флора.
*Этот изящный и красивый цветок распускается весной. Назван он в честь греческой богини радуги Ириды. И на самом деле этот цветок - живая радуга.
Более трехсот оттенков всех красок вывели цветоводы. (Ирис)
*Ее родина Персия. Существует поэтическая легенда: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими леса и луга. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросла роскошная …
(Сирень)

*Где родилось искусство составления букетов? Какие страны славятся умением составлять букеты?
(Япония, Франция)
Юные экологи.
*Невозможно не залюбоваться красотой этого синего полевого цветка, яркие лужайки которого – настоящее украшение луга. Цветы эти очень необычной и красивой формы. Словно маленькие воронки – кулечки с зазубренными краями, расположились вокруг головки цветка. Основание цветка напоминает зеленую шишку: из этих лепестков получают стойкую голубую краску. (Василек)
*Какой цветок считают последней улыбкой осени? (Астра)
*Что означает понятие икебана?
(Живые цветы или цветы, которые живут)
Защитники леса.
*Старинная славянская легенда гласит: удалого Садко любила водяная царица Волхова. была свидетелем того, как эти чистые слезы превращались в нежные цветы, унизанные волшОднажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла. Из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только луна ебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. Что это за цветок? (Ландыш)
*Она присутствует в гербе города Родоса. По словам Анакреома родилась она из нежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Кто она царица цветов? (Роза)
*Какой цветок всю жизнь любуется
собой: глядит и не наглядится?
(Нарцисс)


Третий гейм. «Если вы сбились с дороги»

Ведущий: Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам? Итак, каждая команда получает свой ориентир?
Флора. Вы в лесу немного заблудились и перед вами муравейник. Поможет ли он вам?
(Башня муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева или пня)
Фауна. Перед вами только сосна и ель. Как сориентироваться?
(Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу)
Юные экологи. Вам стал попадаться подорожник...
(Значит где – то рядом тропа)
Защитники леса. Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север, а где юг?
(Самая спелая ягода расположена на южной стороне)

Четвертый гейм «Живые барометры»

Ведущий: Вам предлагается стать предсказателями, по сегодняшнему состоянию природы угадать завтрашнюю…
Флора.

*Багряные зори… (к ветру)
*Утром туман стелется по воде… (к хорошей погоде)
*Дым столбом… (к морозу)
*Утром на траве роса… (дождя не будет)
*Длинные сосульки… (к затяжной весне)
Фауна.
*Вечером с реки поднимается пар… (Завтра пойдет дождь)
*Бледный цвет луны… (признак плохой погоды)
*Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи… (В полдень быть грозе)
*Если ночью был иней… (снега не будет)
Юные экологи.
*Кукушка издает звуки, похожие на кваканье… (к дождю)
*Рыба выскакивает из воды… (к дождю)
*Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки… (будет ясно)
*Иней на деревьях… (к морозу)
*Грачи рано прилетели… (весна теплая будет)

Защитники леса.
*Клен плачет … (к близкому дождю)
*Днем, в самую жару, паук вышел на охоту – это значит…
(почувствовал изменения в погоде и старается нагреться до непогоды)
*Сильно пахнут цветы акации, смородины, донника, сон – травы, жимолости… (к дождю)
*Зимою туман… (будет оттепель)
*Снег скоро тает, и вода бежит дружно, лето будет… (дождливым)

Пятый гейм «Найди ответ в книге»

Ведущий: Сейчас в борьбу вступят капитаны. Этот гейм полностью посвящен творчеству писателя И. Акимушкина.
Флора (капитан)
*Какие живые существа имеют три сердца?
(У осьминогов, кальмаров, каракатиц три сердца. Одно гонит кровь по телу, а два других проталкивают ее через жабры. Сердце бьется 30-36 раз в минуту)
*Какого цвета у моллюсков кровь?
(Цвет крови у моллюсков голубой. Темно – голубой, когда кровь насыщена кислородом, бледно – голубой в венах. Цвет крови зависит от металлов, которые входят в состав водяных телец (эритроцитов) или веществ, растворенных в плазме)
*Чем опасен осьминог?
(Осьминоги вполне дружелюбны, они не высасывают кровь из человека, как считалось раньше. Но надо знать, что осьминоги, даже мелкие, опасны своим ядом. Правда они редко и неохотно пускают в ход это оружие)
Фауна (Капитан)
*Где сейчас живет медведь Гризли?
(Гризли или серый медведь – особый вид нашего бурого медведя. По легенде, это медведь непомерной силы и свирепости, он обитал на большой территории, включающей запад США и Канады, Аляску, северную Мексику. Сейчас проживает только в заповедниках. Гризли – вегетарианец.
Это самый крупный из всех медведей, кроме белого. Вес его 0,5 тонны, длина 3 метра)

*Кому нужен крокодил?
(Крокодилы нужны природе. Они поедают много больных рыб)
*Какие три вида диких пчел вам известны?
(Родина домашней пчелы – Южная Азия. Там и сейчас обитают три вида диких пчел: индийская пчела, похожая на домашнюю; гигантская пчела, которая строит единственный большой сот, доходящий в диаметре до одного метра; карликовая пчела, она чуть посолиднее комара, строит один – единственный сот, величиной с десертное блюдечко)
Юные экологи (Капитан)
*Для чего нужны жуку правила высшей математики?
(Жучок небольшой, совсем крошка – березовый трубковерт. Он сворачивает в трубки березовые листья не просто как – нибудь, а по всем правилам математики и делает это для того, чтобы его будущим детям было тепло и уютно).
*Почему у совы все птенцы разного возраста?
(У полярной совы старшие птенцы вылупляются в июне, а младшие в июле. В этом заключен большой смысл. Родителям трудно прокормить всех птенцов. Совы своих птенцов как бы по очереди вскармливают. Самка высиживает только первых, а затем улетает за едой и остальных птенцов высиживает урывками, а старшие птенцы согревают другие яйца. Старшие защищают младших)
*Могут ли живые существа питаться воздухом?
(Червя Конвомоту кормят водоросли, которые живут у него под кожей. С помощью солнечных лучей водоросли превращают углекислый газ и воду в крахмал. Этим крахмалом червь и сыт, не нужны ему ни желудок, ни кишечник. Зато должен этот червь подольше быть на солнышке. Он и бывает там, во время отлива принимает солнечные ванны. А когда начинается прилив прячется в песок, поэтому и считается, что Конвомоту питается лучами солнца и воздухом.
Защитники леса (Капитан)
*Джунгли во мраке, и вдруг перед нами пролетели калонг, тагуан и кагуан. Кто они?
(Калонг – это летучая собака. Тагуан – летучая белка. Кагуан – шерстокрыл. Все трое летающие звери. Летающие собаки – колонги – родичи летающих мышей, но похожи на собак. Размах их крыльев – 1.5 метра. С летучей белкой можно встретиться реже и только в полной тишине. Ее длина – 1,2 метра. Окрас черный с серым, размах крыльев 60 см. Кагуан тоже имеет летательную перепонку. Ростом с кошку, насекомоядный зверь, внешне похож на землеройку.
*Вечная ночь в царстве Плутона. И все же там есть обитатели. Один из них Ольм – кто он такой?
(Ольм – страшный дракон – так его назвали жители словенской деревни, а на самом деле это животное пещеры – Протей, житель подземного царства. Есть у него жабры и легкие, дышит всей кожей, цвет которой желтовато – белый. Протей альбинос, но если поживет некоторое время не в темноте, то его тело покроется бурыми и черными пятнами. Тело длиной 20 – 25 см, голова похожа на щучью. Протей – слепец).
*Кто такие лемминги? Почему они нужны всем?
(Лемминги. Их называют самыми нужными существами тундры. Они нужны здесь всем. Много леммингов – много песцов, горностаев, много оленей и полярных сов, потому что все они питаются леммингами. Лемминги – небольшие грызуны. Их роль – смертью своей обеспечивать жизнь других).
Ведущий: А сейчас, ребята, будет самый трудный блиц – гейм. Командам по очереди я буду задавать по 20 вопросов. Ваша задача – дать ответы на как можно большее их количество. Время на ответы – 1 минута. Жюри готовит секундомер.

Блиц – гейм.


Флора.
*Какое растение дает лучший мед? (Липа)
*Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
*Соком каких растений выводят бородавки? (Чистотелом)
*Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)
*Никто не пугает, а вся дрожит (Осина)
*Где раки зимуют? (В норах, по берегам рек и озер)
*Какая самая крупная летающая птица? (Дрофа, лебедь)
*Какая самая мелкая птица? (Колибри)
*Самое быстрое животное сушит? (Гепард)
*Кто больше всего ест? (Мотылек Полифемус)
*Какая птица иногда кричит как кошка? (Иволга)
*Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук серебрянка)
*Назовите хищные растения? (Росянка пузырчатая)
*Самые долголетающие птицы? (Черные крачки. Они могут находиться в воздухе в течение 3 -4 лет после вылета из гнезда)
*Какое самое маленькое плотоядное животное суши? (Горностай)
*Самое быстрое морское животное (Дельфин, касатка)
* Какой зверек вьет гнездо на траве и в кустах? (Мышь – малютка)
*Каких птиц больше всего на земле? (Домашних кур, воробьев)
*Какая нить в природе самая тонкая (Паутина)
*Косой ли заяц? (Нет)
Фауна.
*Какая змея самая большая? (Анаконда)
*Кто сильнее лев или тигр? (Тигр)
*Какая змея плюется? (Кобра)
*Где у кузнечика ухо? (На ноге)
*У кого самый большой язык? (У Муравьеда)
*Какого цвета хамелеон? (Разного)
*Какая самая высокая трава? (Бамбук)
*Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Передние)
*Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло)
*Чем блеет бекас? (Хвостом)
*Сколько ног у паука? (Восемь)
*Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, тетерев, рябчик)
*Какая птица носит название танца? (Чечетка)
*Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз)
*Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки?
(Незабудка)
*Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
*Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка)
*Какой зверь после еды зубы чистит? Полощет водой? (Тигр)
*У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина)
*Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)
Юные экологи.
*Всегда ли рак движется назад? (Нет, к пище устремляется вперед)
*Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)
*У кого шея имеет больше позвонков у жирафа или у свиньи? (Одинаково)
*Какая птица совсем не имеет крыльев? (Киви – киви)
*У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила)
*Растет ли дерево зимой? (Нет)
*Какой цветок раскрывается только ночью и ароматно пахнет?
(Душистый табак)
*Умеют ли слоны плавать? (Да)
*Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный)
*Какая лесная птица резко меняет цвет своего оперения весной?
(Белая куропатка)
*Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
*У каких певчих птиц самцы желтые, а самки зеленые? (У клестов)
*Что вниз головой растет? (Сосулька)
*Весной или летом цветет сирень? (Весной)
*Спит на земле, утром исчезает (Роса)
*Что это за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
*Что делает зимой еж? (Спит)
*Какие птицы еду себе добывают, ныряя в воду под лед? (Олепка)
*Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит)
*Когда температура воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова)
Защитники леса.
*Кто зимой голоден, а летом сыт? (Волк)
*У кого скелет снаружи? (У насекомых, раков и других членистоногих)
*Что птицам страшнее – голод или холод зимой? (Голод)
* Вороне через три года что бывает? (Четыре года)
*В пруду купался, а сух остался. (Гусь, утка)
*Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
*Куда осенью деваются бабочки? (Большинство гибнет, другие забиваются в щели)
*У кого осенью детеныши родятся? (У зайцев)
*Цветы ангельские, а когти дьявольские. (Шиповник, роза)
*Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клена)
*Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Гадюка)
*Птенцы, какой птицы шипят в дупле, как змеи? (Вертиголовки)
*Сколько крыльев у жука? (Две пары)
*Какая рыба может превращаться в шахматную доску? (Камбала)
*Какая самая маленькая птица в России? (Королек)
*Какая птица сама себя называет? (Утка кряква)
*Кит - рыба или зверь морской? (Зверь морской)
*Какое животное на дне морском на цветок похоже? (Актиния)
*Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек)
*Назовите город, носящий имя рыбы? (Судак, Калуга).
Жюри подводит итоги и награждает победителей.

Введение

В предлагаемом занятии “Экологический брейн-ринг”, в игровой форме проверяются знания детей, полученные в процессе обучения по модифицированной программе “Юный эколог”, которая рассчитана на детей 9–12 лет. Обучение по программе, позволяет детям приобрести знания о многообразии и уникальности растительного и животного мира Дальнего Востока и экологических связях между ними, формирует понимание единства человека и природы. Способствует овладению навыкам наблюдений и нормам правильного поведения в природной среде, умению анализировать экологические ситуации, вести пропаганду экологических знаний среди своих сверстников. Воспитывает у детей патриотические и эстетические чувства к родному краю – своей малой родине, а также страны в целом.

Цель: способствовать углублению эколого-биологических знаний учащихся, расширению кругозора учащихся о природе родного края.

Формирование интереса к решению экологических и биологических задач и ситуаций;

Развитие системного мышления, умения находить правильные решения;

Привитие любви к природе, чувства бережного отношения к ней.

Оборудование: флажки разного цвета для участвующих команд, карточки - кроссворд, секундомер.

В игре могут участвовать 2–3 команды по 6–8 человек, которые располагаются за столами. Каждая команда должна иметь название, капитана, который руководит командой и свой обозначающий флажок (синий, зелёный, белый). Судейская команда состоит из 2–3 человек, в зависимости от количества играющих команд.

I ТУР. Разминка

Каждой команде предлагается карточка - кроссворд из 10 слов. На отгадывание дается 2 минуты. За каждое угаданное слово команда получает 1 балл. Всего 10 баллов.

  1. Огородное растение.(Сельдерей)
  2. Капуста.(Кольраби)
  3. Ива, растущая по сырым местам. (Цельная)
  4. Съедобный морской моллюск. (Кальмар)
  5. Место содержания животных.(Вольер)
  6. Верхняя часть пестика. (Рыльце)
  7. Цветок.(Мальва)
  8. Дерево.(Ильм)
  9. Рыба.(Гольян)
  10. Кристалл белого цвета. (Соль)

II ТУР. “Экологический калейдоскоп”

Состоит из решения 16 ситуационных задач. За каждую, правильно решённую, задачу команда получает 3 балла. На обсуждение дается 1 минута. Отвечает та команда, которая первая поднимает флажок.

В наших дальневосточных лесах живёт великое множество самых разнообразных птиц: дятлы, рябчики, глухари, тетерева, ястребы, синицы, горихвостки, совы, сычи, и даже утки – крохаль, мандаринка. Чем можно объяснить такое множество птиц? Каждая птица в лесу занимает свою экологическую нишу, где находят пищу, место для гнезда и спасение от врагов. 14. Народности Дальнего Востока очень почитают птицу клеста, называя его “нетленной птицей”, так как его труп в случае гибели долго не подвергается разложению. Как это можно объяснить? В связи с тем, что клесты питаются семенами хвойных пород деревьев, в их организме накапливаются особые смолистые вещества, Они-то и обеспечивают птицам нетленность . 15. Лесники, ведущие наблюдения за жизнью лесных обитателей, отмечают, что численность растительноядных животных постоянно колеблется. Это относится и к белкам, и к зайцам- белякам, и к птицам: клестам, кедровкам. В чём причина этих явлений? Это напрямую связано с наличием в тот или иной год с урожайностью деревьев, плодами которых питаются эти животные. В неурожайные годы снижается плодовитость животных, наблюдается их миграция. 16. Наши северные олени летом откочёвывают ближе к морю, а с наступлением холодов снова возвращаются в тундру. Чем экологи объясняют такие кочёвки? Олени постоянно осваивают новые кормовые угодья, к тому же вблизи моря животных меньше донимает гнус.

III ТУР. Блиц-турнир

Состоит из 15 вопросов, на которые должна ответить каждая команда в течение 2 минут. За каждый правильный экспресс ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для I команды

№ п/п Вопрос Ответ
1. Какое растение Дальнего Востока называют “изюмом”, “таёжным ананасом” или “кишмишом”? Актинидия
2. Назовите “Царицу” – рыбу? Калуга
3. Назовите самую красивую змею Дальнего Востока? Амурский полоз
4. Яркая уточка, очень похожа на фрукт из семейства цитрусовых. Она так и называется… Утка-мандаринка
5. Сколько видов берез на Дальнем Востоке? Одиннадцать
6. Какой гриб не образует грибокорень с деревьями и растет не только в лесу, но и в поле, на выгонах и других местах? Шампиньон
7. Какое растение называют “даром бессмертия” и “корнем жизни”? Женьшень
8. Назовите автора книги “Тропинками грибного эльдорадо”? В. Ковтун
9. Назовите заповедник вблизи г. Хабаровска? Б - Хехцирский
10. Назовите хотя бы одну книгу, написанную В. К. Арсеньевым. По уссурийскому краю
11. Самый крупный представитель многовидового семейства Оленей Дальнего Востока? Лось
12. Самый ядовитый гриб? Бледная поганка
13. Какого зверя называют “хозяин уссурийской тайги”? Тигр
14. Живет ли в Амуре минога? Да
15. Бурая птичка, умеющая бегать по дну горных ручьёв в поисках рачков и насекомых? Оляпка

Вопросы для II команды

№ п/п Вопросы Ответы
1. Кисленькие конфетки и плоды растения Дальневосточных лесов. Что общего между ними? Барбарис
2. Какую амурскую рыбу называют рыбой – разбойницей? Касатка
3. Водоплавающая Дальневосточная черепаха? Трионикс
4. Какую Дальневосточную птицу называют жар – птицей? Фазан
5. Какой гриб называют плакун или бычок? Валуй
6. Семя какого растения называют “Семенем пяти вкусов”? Лимонник
7. Таежные овощи, которые собирают весной? Черемша, папоротник-орляк
8. Назовите автора книг о растениях Дальнего Востока. Усенко Н.В.
9. Какие книги написал С.Кучеренко? “Звери у себя дома” “Рыбы у себя дома”
10. Назовите заповедник в Комсомольском районе Хабаровского края. Комсомольский
11. Какой медведь, кроме бурого, обитает в дальневосточных лесах? Гималайский
12. Какой гриб считается самым ценным? Белый гриб
13. Живет ли в Амуре налим? Да
14. Что такое венерин башмачок? Редкий цветок
15. Птица - карлик Дальнего Востока? Королёк

IV ТУР. Вопросы болельщикам

За правильный ответ на заданный вопрос 2 балла присуждается той команде, за которую болели болельщики.

1. По ценным качествам этого дерева определите название.

“Красивая древесина дерева, из которой делают фанеру. Дубильные вещества помогают делать красители темно – коричневого цвета. В народной медицине древесина применяется как вяжущее вещество. Листья употребляются для предохранения вещей от моли и отпугивания блох. Медонос. Очень ценные и питательные плоды. Масло имеет не только пищевое значение, но и используется для технических целей. Корм для лесных зверей. (Орех маньчжурский)

2. По ценным качествам этого дерева определите название.

“Стройное дерево до 20 метров высотой. Ствол закутан серой и морщинистой корой упругой на ощупь, которая надежно защищает дерево зимой от мороза, а летом от жары. Китайцы называют его “деревом черного жемчуга”, т.к. черные его плоды напоминают связки жемчуга. Древесина используется для изготовления мебели, лыж, фанеры, деревянных частей самолетов. Из луба получают красивую желтую краску. Хороший медонос. Используют в лекарственных целях (лечит печень, желудок, заживляет раны). (Бархат амурский)

Подведение итогов.

Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды и награждает команду - победительницу дипломом и призами.

Литература

  1. Биология в вопросах и ответах - Москва, 1993.
  2. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты, 1998.
  3. Голубева Е.А. Занимательное естествознание, Тригон Санк-Петербург, 1998.
  4. Гуфельд И.М. Зоология. Учебное пособие “ТЕРРА” - ШКОЛЕ, 2001
  5. Кучеренко С.П. Рыбы Амура. – Хаб.кн. изд. 2006.
  6. Нестеров В. “Зоо-викторина”, “Лань”, Санкт-Петербург, 1997.
  7. Тихонова А.Е, Дулин А.Ф. “Экология в школе”, Хабаровск, 1997.
  8. Учим любить родную природу. Сборник метод. материалов, Хабаровск, 2005.
  9. Усенко Н.В. Деревья, кустарники илианы Дальнего Востока: справочная книга /Авт. вступ. ст. С.Д. Шлотгауэр. – 3-е изд., перераб. И доп. – Хабаровск: Изд. дом “Приамурские ведомости”, 2009.