Игра угадай, что звучало. Угадай, что звучит Диагностика особенностей восприятия музыки детьми

1. Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Логопед показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Затем педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?” - спрашивает он детей. Дети отвечают, и логопед снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

2. Где позвонили?

Цель, Определение направления звука. Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

3. «Где хлопнули?»

Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.

4. Улиточка

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

5.Улавливай шепот

Цель. Развивать остроту слуха.

Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются па две равные группы и строятся В одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды ("Руки вверх, в стороны, кругом" и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

Вариант 2, Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка.

6. Найди картинку

Развитие восприятия звукокомплексов

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

7. Игра «путаница»

Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на картинки.

1. а)Ежик ползал на поляне,

Пудель лаял на диване,

Ну а ялик это время мирно плавал в океане.

б) Ялик ползал по поляне,

Ежик лаял на диване,

Ну а пудель в это время мирно плавал в океане.

в)Ялик лаял на диване,

Пудель ползал на поляне,

Ну а ежик в это время мирно плавал в океане.

2. а) Воробей сидел на ветке,

Старичок дремал в беседке,

Далматин же в это время громко лаял у соседки.

б Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке.

Старичок же в это время громко лаял у соседки.

в Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке.

Воробей же в это время громко лаял у соседки.

8. Выдели слово

Цель: выделение заданного звука из слова

Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

9. Подбери похожие слова

Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, а если произносили их то внятно, чисто, громко.

10. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У -Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы-Э


11. Игра «Разноцветные мячики» Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

12. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна - автобус - слон - нос - сова...


Информация о работе «Особенности коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»

Нарушения слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией коррелируют с общемоторными и общеритмическими нарушениями (59) . Глава 3. Логопедическая работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 3.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента Экспериментальное исследование проводилось в сентябре 2008г. на базе...

Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции.трешка, [ма]лина, [мы]ло, [ла]сточка, [ра]ма, [му]ха - Мама мыла раму.);


  • Такого рода задания не только способствуют правильному воспроизведению слоговой структуры слов, но и формируют навыки контроля и планирования, необходимые в любой деятельности, особенно учебной.
  • Музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит?»

    (на развитие слухового восприятия)

    Цель: Закрепить знания детей о музыкальных инструментах.

    Задачи: развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать музыкальные инструменты на слух по их звучанию.

    Ход игры:

    Звучит музыка. В группу входят дети, встают полукругом.

    Приветствие по принципу «эхо».

    Валеологическая распевка :

    Здравствуй, солнце золотое! (дети повторяют)

    Здравствуй, небо голубое! (дети повторяют)

    Шлем привет мы всем вокруг. (дети повторяют)

    Я твой друг и ты мой друг! (дети повторяют)

    Шлем привет мы всем гостям (дети повторяют)

    Очень, очень рады вам! (дети повторяют)

    Музыкальный руководитель : Итак, мои друзья, сегодня я вам предлагаю отправиться в волшебную страну музыкальных инструментов. Путь туда очень длинный и трудный. Под музыку мы с вами будем преодолевать различные препятствия. Ну, что готовы?

    Вводная ходьба: «По дорожке» (дети выполняют движения по тексту)

    Друг за другом мы идем, ножки поднимаем,

    И в страну волшебную весело шагаем. (идут высоко поднимая колени)

    Вдруг тропинка узкая, встанем на носочки

    Аккуратно мы пойдем, не задев цветочки. (идут на носочках)

    Вдруг поднялся сильный ветер, он деревья крутит.

    Он сбивает нас с пути: «Хватит ветер, не шуми». (вращение туловищем вправо и влево)

    По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (Поскоки на правой ноге)

    И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке. (Поскоки на левой ноге)

    По тропинке мы, легко весело бежали. (Бег на месте)

    Вот страна волшебная, мы тебя узнали! (бегут и машут руками)

    Дети садятся на места.

    Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах.

    На земле у каждого есть родимый дом.

    Хорошо и весело, и уютно в нем.

    У собаки - конура, у лисы - нора,

    А у птичек дом - гнездо, у совы - дупло.

    Отгадай загадку, маленький мой друг,

    Где живет, по-твоему, музыкальный звук?

    Где же, ребята живет музыкальный звук?

    Дети : Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.

    Музыкальный руководитель : Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах, и звучать музыкальные инструменты тогда, когда на них заиграют, кто? Дети: Музыканты.

    Блок «Звуковые загадки», Экран 2, окно 2. ( Дети должны отгадать по звуку музыкальный инструмент .)

    Музыкальный руководитель: Ребятки, наши глазки устали и нам надо сделать гимнастику для глаз.

    Гимнастика для глаз

    Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

    Закрывают оба глаза,

    Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

    Продолжают стоять с закрытыми глазами.

    А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

    Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

    Нарисуем букву о, получается легко.

    Глазами рисуют букву о.

    Вверх поднимем, глянем вниз,

    Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

    Вправо, влево повернем,

    Глаза смотрят вправо-влево.

    Заниматься вновь начнем.

    Музыкальный руководитель: И так ребята мы немножко отдохнули и приступим к следующему заданию. Сейчас давайте вспомним, какие группы музыкальных инструментов мы с вами знаем.

    (дети отвечают)

    Струнные, Духовые, Клавишные, Ударные. (музыкальный руководитель поясняет, почему они так называются)

    Ребята, у меня есть волшебные загадки про музыкальные инструменты. Хотите их отгадать? Дети: Да!

    Музыкальный руководитель: Я загадываю загадки, а вы должны отгадать их и назвать, к какой группе они относится данный инструмент.

    Загадки:

    1. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять

    И подуть в нее слегка - будет музыка слышна.

    Подумайте минуточку…Что же это? (Дудочка)

    2. У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку,

    Он и пляшет, и поет - если в руки попадет.

    Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.

    3. Как будто девушка запела,

    И в зале словно посветлело.

    Скользит мелодия так гибко. Затихло все: играет… (Скрипка)

    4. Деревянные подружки

    Пляшут на его макушке,

    Бьют его, а он гремит - В ногу всем шагать велит. (Барабан)

    5.Он стоит на трех ногах,

    Ноги в черных сапогах.

    Зубы белые, педаль. Как зовут его? (Рояль)

    6. В руки молоточки взяли

    По пластинкам застучали.

    Слышен музыкальный звон,

    Так звучит… (Металлофон)

    7. Есть бубенчики на нем,

    По нему мы громко бьем.

    С ним сейчас играть мы будем,

    Дайте в руки звонкий … (Бубен)

    8. Ей для музыки нужны лишь всего-то три струны

    Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит!(Балалайка)

    Музыкальный руководитель: Молодцы, все загадки отгадали. Сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем с пальчиками.

    Пальчиковая гимнастика «Музыканты» ( дети показывают движения в соответствии с текстом)

    Балалайка, балалайка нам сегодня поиграй-ка.

    Разверни бока баян. Барабань наш барабан.

    Ты рояль, сыграй нам песни, чтобы стало интересней.

    Бубен звонкий и тугой, ты звени, стучи и пой.

    Заиграй-ка скрипка в лад, всех развесели ребят!

    Музыкальный руководитель . Вот, ребятки, мы с вами поиграли. Давайте мы с вами вспомним, что мы знаем о музыкальных инструментах? Какие группы вы знаете? Молодцы!

    Ольга
    Дидактическая игра «Угадай что звучит?»

    МКДОУ «детский сад «Сказка» Пристенский район Курской области

    Конспект проведения

    дидактической игры :

    «Угадай , что звучит

    Во 2 группе раннего развития

    «Лукаморье» .

    Воспитатель : Чавыкина О. В.

    Цель :Учить различать инструменты на слух по их звучанию , развивать устойчивое слуховое внимание, память, воспитывать желание играть вместе .

    Дидактические задачи : Упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, желание играть вместе .

    Оборудование : колокольчик, бубен, деревянные ложки.

    Предварительная работа : Рассказ детям о музыкальных инструментах, видах, показ что и как звучит , игра на них .

    Игровые правила : Сопоставить звучание с выполнением определенных действий.

    Игровое действие : угадывание что как звучит .

    Ход игры : Поочередно показать детям инструменты, уточняя их названия и познакомив с их звучанием .

    Убедившись что малыши усвоили названия и запомнили звучание инструментов , игрушки убираются за ширму. За ширмой повторяется игра на разных инструментах, а дети по звуку пытаются угадать , «чья песенка слышна» .

    Для закрепления игра усложняется выполнением действий соответствующих звучанию одного из инструментов : когда звучит колокольчик дети прячутся за штору, когда звучит бубен гуляют по ковру, когда звучат ложки деревянные , заходят в обручи, лежащие на полу.

    Похвалить детей

    Публикации по теме:

    «Угадай время». Дидактическая игра. Для детей старшего дошкольного возраста Цель игры: Формировать представление о том, что утро, вечер,.

    Дидактическая игра"Что вредно, что полезно" Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

    Эта игра развивает эстетическое восприятие, прививает познавательный интерес у детей, закрепляет знания и расширяет кругозор о различных.

    Даже с самыми маленькими детьми можно пробовать начинать играть в логические игры. Они помогут в дальнейшем малышу концентрировать свое.

    Цель: Учить детей соотносить описание природы в стихах к определённому времени года. Уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе;.

    Необычный вариант игры с прищепками: "Угадай, кто что ест?", в процессе которой дети не только получают знания о питании животных, но и.

    Дидактические задачи: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам,.

    Цель: изучение уровня развития запоминания, узнавания звуков окружающего мира.

    Диагностический материал: аудиозапись со звуками окружающего мира: шум транспорта (трамвай, машина, поезд), стук, скрип двери, голоса людей, шелест листвы, пение птиц, жужжание пчел, пылесос, чайник, шуршание бумаги, битое стекло, кашель человека, аплодисменты; картинки с изображением звучащих предметов.

    Диагностическая игра проводится с подгруппой детей (2-3 ребенка).

    Ход диагностики: Дети отгадывают загадки, но загадки не простые, а звуковые. Ответы фиксируются в таблице.

    Продолжительность звучания каждого отрывка – 5 сек.

    Продолжительность ответов детей 20-30 сек.

    Обработка результатов:

    1 балл – ребенок назвал правильно предмет или точно показал на картинку с изображением данного предмета.

    0,5 балла – ребенок показал на картинку с изображением предмета с сомнением или не сразу (со второй попытки), назвал с подсказкой.

    0 баллов – ребенок не назвал предмет и не смог показать на картинке или показал не правильно.

    Оценка результатов:

    17 - 14 баллов – высокий уровень;

    13,5 – 9,5 баллов – средний уровень;

    9 - 5,5 баллов – уровень ниже среднего;

    5 - 0 баллов – низкий уровень.

    Дидактическая игра «Быстро – медленно, громко - тихо»

    Цель: изучение особенностей восприятия детьми темпа звучания через различение движений со сменой быстрого и медленного темпа и изучения восприятия интенсивности звучания и изменения характера движений в соответствии с ним.

    Необходимое оборудование: магнитофон, аудиозапись с контрастными фрагментами музыки.

    Диагностика проводится с подгруппой детей (4-5 человек).

    Ход диагностики: Детям предлагается потанцевать под музыку. Особенно подчеркивается, что танцевать нужно так, как подскажет музыка – тихо, громко, медленно или быстро. На быструю музыку дети могут бегать, быстро передвигаться, на медленную выполнять плавные, не резкие движения, когда звучит громкая музыка, детки могут бегать, прыгать, громко хлопать в ладоши, но когда зазвучит тихая музыка - детки идут на носочках, тихонечко, осторожненько. Дается установка – слушать музыку внимательно.

    Оценка результатов:

    Высокий уровень(+) – ребенок, не медля, сменяет быстрые движения на медленные, быстро и правильно реагирует на смену музыкальных фрагментов, самостоятельно выполнят задание, проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку.

    Средний уровень (+–) – ребенок сменяет характер движения через 2-3 секунды после начала звучания нового музыкального фрагмента, смотрит на выполнение задания другими детьми, копирует их, репродуктивно выполняет поставленную перед ним задачу, не самостоятелен, иногда требуется подсказка взрослого.

    Низкий уровень (-) – ребенок не справляется с заданием; не меняет характер движений, не реагирует на смену музыкальных фрагментов.

    Дидактическая игра

    «Отгадай, какой это музыкальный инструмент?»

    Цель: изучение восприятия тембра музыкальных звуков.

    Диагностический материал: музыкальные инструменты (дудочка, погремушка, барабан, колокольчик, гармошка), ширма, картинки с изображением музыкальных инструментов.

    Организация детей: подгруппа 4-5человека.

    Ход диагностики: Детям предлагается отгадать, что за музыкальный инструмент звучит. За ширмой разложены музыкальные инструменты, которые не видны им. На ширме располагаются картинки этих инструментов. Педагог воспроизводит звук на каком – либо музыкальном инструменте и спрашивает у воспитанников – какой музыкальный инструмент звучит? Или, на каком музыкальном инструменте я играю?

    Ответы детей фиксируются в таблице.

    Обработка результатов:

    1 балл присваивается, если ребенок правильно назвал музыкальный инструмент.

    0,5 балла – если ребенок, сомневаясь, показал на картинку с изображением звучащего музыкального инструмента или со второй попытки показал правильно, назвал его с подсказкой.

    0 баллов - ребенок не назвал музыкальный инструмент и не смог показать его на картинке или показал не правильно.

    Оценка результатов осуществляется в соответствии с таблицей:

    Дидактическая игра «Длинная или короткая дорожка?»

    Цель: выявить особенности умений детей различать длительность звучания.

    Диагностический материал: дудочка или триола, или пианино, длинная и короткая полоски одного цвета каждому ребенку.

    Организация диагностики: подгруппа 10 человек.

    Ход диагностики: Детям предлагается поиграть с колобком, который покатился в страну звуков, где все дорожки музыкальные – короткие и длинные. Воспитатель говорит: «Послушайте и покажите, по какой дорожке сейчас покатился колобок». Далее он играет на инструменте либо длинный, либо короткий звук. Дети в ответ поднимают соответствующую продолжительности звука дорожку (или длинную, или короткую). Проводится 4-5 повторов.

    Результаты заносятся в таблицу.

    Обработка результатов:

    Высокий уровень (+) - ребенок быстро и самостоятельно показывает верные полоски, уверенно выполняет задание, заинтересованно. На вопрос - почему ты выбрал эту дорожку? - отвечает правильно (долго, больше звучит; потому что так …(имитирует голосом).

    Средний уровень (+–) – ребенок может несколько раз поменять полоску, но в конце показать правильную дорожку, может посмотреть на ответы других детей, т.е. не самостоятельно выполняет задание, иногда с небольшой подсказкой взрослого; на уточняющий вопрос не отвечает.

    Низкий уровень (-) – ребенок поднял не верную полоску, не справился с заданием, даже с подсказкой взрослого, повторяет за детьми не уверенно.

    По результатам диагностики педагог делает вывод об особенностях развития музыкальности воспитанников. Исходя из них, продолжается развивающая работа, музыкальное воспитание детей в детском саду.

    Диагностика особенностей восприятия музыки детьми

    Старшего дошкольного возраста

    Цель педагогической диагностики: изучить особенности восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста.

    Наблюдение за детьми на музыкальном занятии

    (за процессом слушания музыки)

    Целью наблюдения является изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на музыку.

    Наблюдение проводится в соответствии с критериями:

    · отношение ребенка к процессу слушания музыки (равнодушие, удовольствие, увлеченность, неприязнь);

    · экспрессивно-мимическое выражение эмоций во время слушания (хмурится, улыбается, смеется, вздыхает, плачет, равнодушен, сосредоточен);

    · сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в ладоши, покачивается в такт мелодии, пританцовывает, неподвижен – сосредоточен, отвлекается на другую деятельность, не связанную с музыкой);

    · эстетическая оценка музыкального произведения (самостоятельно, с помощью воспитателя, не происходит);

    · разнообразие вербальной оценки (использует множество прилагательных, сравнения, ассоциации, 1-2 типичных прилагательных, другие средства оценки, не стремится к оценке произведения, не участвует);

    · реакция на музыку (сразу, в процессе слушания, после прослушивания, отсрочено в других видах деятельности).

    Беседа с детьми

    Цель: изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей при прослушивании различных по характеру музыкальных произведений.

    Детям предлагается прослушать произведения П.И. Чайковского «Похороны куклы» и «Итальянская песенка». После прослушивания проводится беседа об эмоционально-образном содержании музыки. Примерные вопросы:

    1. Понравилась ли тебе музыка? Почему? Какая музыка понравилась больше?

    2. Какое настроение выражено в первом произведении? Во втором?

    3. Когда у тебя бывает такое настроение, такие чувства?

    4. Чаще ты испытываешь настроение, как в первом произведении или во втором? Почему?

    5. Какой характер у музыки (каждого произведения)?

    6. Что тебе хочется делать после того, как прозвучала музыка?

    По результатам наблюдения и беседы с детьми делаются выводы об особенностях эмоциональной отзывчивости детей к музыке и определяется к какой, из условно выделенных групп, принадлежит ребенок.

    ГРУППА А: В процессе слушания дети выражают удовольствие, радость, увлеченность, при этом, ярко проявляя эмоции (улыбается, смеется, хмурится, плачет – в зависимости от характера произведения). Часто сопровождают музыку движениями (хлопает в ладоши, покачивается в такт, поет), дают эстетическую оценку музыкальному произведению самостоятельно в процессе слушания или сразу после прослушивания, используя при этом достаточное количество прилагательных, сравнения, примеры из жизни. Дети адекватно определяют характер обоих произведений, используя при их оценке так же разнообразные прилагательные. Музыкальные произведения вызывают у детей яркий эмоциональный отклик, а также желание выражать эмоции посредством адекватных движений, показа, примеров из личного опыта. Дети точно чувствуют противоположный характер произведений. Это свидетельствует о высоком уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

    ГРУППА В: Дети получают удовольствие от процесса слушания музыки, но при этом остаются равнодушными или сосредоточено слушают, покачиваясь в такт или сохраняя статичность. Им трудно дать оценку музыкального произведения самостоятельно. С помощью воспитателя называют 1-2 типичных прилагательных, характеризующих произведение сразу после прослушивания. Дети адекватно определяют эмоциональный характер произведений. Они затрудняются объяснить, почему понравилось то или иное произведение, однако, внешне, достаточно ярко реагируют на контрастность музыки. Это свидетельствует о среднем уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

    ГРУППА С: В процессе слушания музыки дети обычно равнодушны или сосредоточены на других видах деятельности. Не сопровождают музыку движениями, оставаясь в статичном, индифферентном положении. Дети чувствуют характер произведений, но испытывают трудности при их оценивании даже с помощью воспитателя или постоянно отказываются от оценки. Это свидетельствует о низком уровне эмоциональной отзывчивости к музыке.