Чатуранга прародитель. От чатуранги к шахматам

И многих других игр. Известен вариант чатуранги для двух игроков, похожий на современные шахматы, и - с XI века - вариант для четырёх игроков (его ещё называют «чатураджи»). Полностью правила игры неизвестны, в источниках содержатся описания ходов фигур, у разных авторов имеющие некоторые отличия.

Название «чатуранга» переводится как «четырёхсоставная» и первоначально было эпитетом войска, которое в древней Индии состояло из колесниц (ратха), боевых слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа) .

История

Доска размером 8x8 клеток в Индии использовалась для игры под названием «аштапада» (игра-гонка , в которой игроки перемещали по доске фигурки двух цветов в соответствии с бросками костей). Под тем же названием была известна и сама доска (в частности, так она названа в «Махабхашье» Патанджали , датируемой II веком до н. э.). В «Брахмаджала сутте» (V век до н. э.) Будда перечисляет игры, в которые возбраняется играть, и первыми называет игры на досках с 8 и 10 рядами клеток. Историк шахмат Г. Мэррей отождествляет первую из них с аштападой .

Первым упоминанием игры чатуранги считается отрывок из написанного на санскрите романа «Харчашарита (англ.) русск. », созданного поэтом Баной при дворе короля Харши (сер. VII века) . В нём Бана рассказывает, что в правление Харши «только пчёлы соперничали за взятки, только в стихах обрезались стопы и только аштапады учили позициям чатуранги», то есть не велось настоящих войн . Мэррей также считал, что отсылка к чатуранге содержится в строке романа Субандху «Васавадатта» (нач. VII века): «Сезон дождей играл в свою игру, фигуры которой - жёлтые и зелёные, как будто покрытые лаком, лягушата - прыгали по чёрным клеткам садовых клумб» . Но современные исследователи не усматривают оснований для такого вывода . Согласно трактату на среднеперсидском языке (пехлеви)"Чатранг-Намак ", шахматы (чатранг) были подарены индийским правителем шахиншаху Хосрову I (531-579). Этот рассказ считается достаточно правдоподобным для датировки знакомства персов с чатурангой . По мнению Мэррея, это позволяет примерно определить и время изобретения чатуранги - около 570 года .

О том, что к персам шахматы попали из Индии, писал арабский мастер сер. IX века Адли , автор одного из наиболее сохранившихся трудов о шатрандже: «Общепризнанно, что в Индии сделаны три изобретения, подобных которым не было ни в одной другой стране: книга „Калила и Димна “, девять цифр, с помощью которых можно считать до бесконечности, и шахматы» .

Из чатуранги в разных странах развились персидский шатрандж (непосредственный предок шахмат), китайские сянци , японские сёги , таиландский макрук , корейские чанги .

Правила игры

Полные правила чатуранги первых столетий существования игры достоверно неизвестны и реконструируются по обрывочным упоминаниям в источниках . В общих чертах она, очевидно, напоминала развившийся из неё шатрандж: два игрока играли в чатурангу на доске размером 8×8 клеток комплектами из восьми фигур и восьми пешек, а целью игры было поставить мат королю противника . Из сохранившегося отрывка труда арабского мастера сер. IX века Адли известны отличия чатуранги от шатранджа: пат считается победой запатованной стороны; игрок, съевший все фигуры соперника, побеждает, даже если король соперника ответным ходом мог съесть последнюю чужую фигуру; слоны располагались на угловых полях и перемещались «прыжком» через одну клетку по вертикали и горизонтали, а не по диагонали, как в шатрандже . О некоторых ходах фигур в чатуранге известно из трактата поэта IX века Рудраты (англ.) русск. «Кавьяланкара», в котором описаны задачи пройти все поля игральной доски для чатуранги ходом коня , колесницы и слона .

Фигуры в чатуранге и их ходы:

Чатурангу для четырёх игроков («чатураджи») вслед за Бируни подробно описал автор XV века Рагхунандана. В ней использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Король мог быть «съеден», как и любая другая фигура, за съеденные фигуры игроки получали очки, которые суммировались. Рагхунандане было известно превращение пешки : она становилась той фигурой своего цвета, которая занимала эту вертикаль в начальной позиции .

См. также

Примечания

  1. Губанов А., Киланова А. В какие шахматы играл Султан-Хан? (неопр.) . ChessPro (2009). Дата обращения 14 августа 2017.
  2. , pp. 43-44.
  3. , pp. 33-35.
  4. , pp. 52-53.
  5. , p. 338.
  6. , p. 51.
  7. , pp. 150-155.
  8. Мэррей Г. Насколько стара шахматная игра, пер. с англ. // Шахматы в СССР , 1936, № 12
  9. Абу Рейхан Бируни . Индия. - М. : Ладомир, 1995. - С. 186-187. - 727 с. - ISBN 5-86218-165-2 .
  10. , pp. 48-50.
  11. Hooper, D.; Whyld, K. The Oxford Companion to Chess. - Oxford University Press, 1984. - P. 121. - 407 p. - ISBN 0192175408 .
  12. , p. 333.

В связи с тем, что с 2015 по 2017 годы у меня не было возможности развивать сайт, большинство материалов по источникам происхождения шахмат не представлены на данном сайте. Однако, в 2017 году автор издал научно-популярную книгу об индийской игре, в которой исчерпывающе изложена буддийская концепция происхождения шахмат: Шиляев А.П. "Ранняя история шахмат: до чатуранги" Киров, 2017, 330 стр.

Чатуранга - древняя игра Индии, замечательный предшественник шахматных игр. Поверхностные знания об этой игре, к сожалению, связаны с мнением о примитивности этой игры. Отсюда и непонимание связей шахмат с культурой древних цивилизаций Индии. Возникновение Чатуранги и шахматных игр было бы невозможно без наличия традиционных игр в Индии. Открытие нового механизма нардовой игры обьясняет рождение нового типа логических игр и рассеивает тайны "мистического происхождения" шахмат.

Словом Чатуранга (Sanskrit: चतुरङ्ग ; caturaṅga ), именовался строй войска в древнеиндийском эпосе "Махабхарата", сложившемся примерно в VI - V вв. до н.э. и записанном на санскрите в первые века нашего летоисчисления. Перенос названия на игру говорит о том, что игра предназначалась кшатриям и первоначально в Индии в неё играл узкий круг людей. Слово Чатуранга состоит из двух частей: это "чатур", означающее "четыре", и "анга", означавшее рода войск. Четыре основных рода войск (колесницы, конница, боевые слоны и пехота) древнеиндийской армии существовали в единстве, поэтому и слово Чатуранга - это название всей индийской армии.

Условия и предпосылки к возникновению и последующему распространению Чатуранги:

Отнеситесь с пониманием, если в популярной шахматной литературе вы встретите ссылку на некоторые фольклёрные источники, утверждающие, что "шахматы" были известны на острове Шри-Ланки ещё 5000 лет назад. Сказка — ложь, да в ней намёк. Уильям Джонс (William Jones, 28.09.1746 — 27.04.1794) — учёный-востоковед, историк шахмат и поэт (автор поэмы "Каисса") — был сторонником индийского происхождения шахмат. Именно английский шахматист У. Джонс стал первым, кто связал между собой, с одной стороны, индийскую игру Чатуранга и, с другой стороны, легенды о присхождении шахмат в Индии. В 1790 году он опубликовал работу "Об индийской игре шахматы" (во 2-ом томе "Азиатских исследований", Калькутта). Русский историк игр Д. И. Саргин поддерживал гипотезу У. Джонса о том, что надо считать четверную игру в шахматы, то есть чатурангу, древнейшей. Д. И. Саргин в книге "Древность игр в шашки и в шахматы"(1915) привёл описание шахматной игры в Индии, сделанное Джонсом. Далее по тексту книги: "Санскритское место об этой игре было сообщено Джонсу учёным Радакантою, по словам которого игра была изобретена на острове Цейлон и оттуда перешла в Индию. Шашка, которой играющему надлежало делать ход, определялась посредством метания кости. Игра называлась также чатуранга, или чаще чатурраджа, что в последнем случае значит четыре царя". Конечно, чатурраджа по-английски будет игрой королей (королевская игра ), а не царей.

К пониманию происхождения самой Чатуранги от конкретной игры с метанием костей ближе всех подошёл английский исследователь игр Роберт Белл (Robert Bell, "Bord and table games from many civilizations"), книга которого переведена на русский язык и потому доступна. В главе, посвящённой Чатуранге он пишет: "В Древней Индии в национальную игру аштапада играли на доске из 64 квадратов.Эта игра, вероятно, была несколько похожа на игру тааям"(игра на доске 5x5). В главе же, посвященной самой тааям, данная тема никак не развивается, но приводится интересный постскриптум: "Я выражаю признательность доктору М.Тиллаи за его описание этой игры. Он также ознакомил меня с более сложным вариантом, известным как королевский тааям , который разыгрывается на досках вдвое большего размера, где используется уже не четыре зерна тамаринда, а восемь. Этот вариант пользуется популярностью в тамильских школах, но он не смог привести какие-либо подробности". Вчитываясь в этот постскриптум, понимаешь, что речь идёт об игре на квадратной доске (с форматом 7x7 или 9x9, или даже 8x8), в которой на четырёх игроков удваивается набор костей (восемь зёрен тамаринда), а в названии фигурирует "королевский" термин. Если не переводить название игры на английский, то Р. Белл имел дело с игрой раджей для четырёх участников , то есть с чатурраджей !? Возможно, что индийская шахматная игра пользовалась именем той игры, из которой она возникла. Возможно, поэтому Уильям Джонс и записал два названия у одной игры: Чатуранга и Чатурраджа (Чатуранга - как парная шахматная игра, а Чатурраджа - парная игра нардового типа).

Военная наука в Др. Индии

Известно, что игра Чатуранга - игра военная, так как игровой комплект символизирует армии, а процесс игры - военную компанию союзных войск. Прежде, чем начать рассказ об этой игре, необходимо кратко выяснить особенности древнеиндийской армии по источникам комплектования, по характеру вооружения, по структуре подразделений.

"Наследственные" войска (маула) состояли в основном из кшатриев (кшатрия - одна из двух высших варн в Др. Индии). Эти воины были наиболее квалифицированной частью войска, так как происходили из среды воинов, так как их с детства воспитывали в соответствии с предназначением к военному делу и ратной службе. Они имели лучшие навыки владения оружием и лучшую психологическую подготовку.(Дхарма рождённого в сословии воинов состояла в том, чтобы сражаться, невзирая ни на какие обстоятельства, и даже вопреки своему желанию.) Кроме того, эти воины были связаны между собой этнической принадлежностью и родо-племенными узами. "Наследственные" войска были самыми надёжными и преданными при отражении внеших угроз государству. "Ополченческие" войска (шрени) состояли из городских ремесленников, представителей индийских общин, то есть они не были профессиональными воинами. Ополчение привлекалось для службы в пехоте. При защите родных мест от вторжения эти войска отличались сплочённостью и надёжностью, однако у них не было навыков для длительной походной службы. Контингенты ополчения нельзя было надолго отрывать от повседневной деятельности, однако именно они несли основные тяготы войны. Идея использования "ополченческих" войск в виде пехоты использована в игре Чатуранга в виде ряда пешек. Д.И. Саргин, анализируя русское слово "шеренга", пришёл к выводу, что смысл этого слова взят из расположения шахматных пешек в линию (шрени-анга) из древнеиндийской Чатуранги, что слово имеет индийско-персидское происхождение. Д.И. Саргин в своей книге воскликнул: "Всего одно слово, но оно даёт нам право утверждать, что мы не только знали шахматы ещё в виде шатранджа, но что мы знали их раньше арабов!" "Союзные" войска (митра) Контингенты и подразделения, предоставляемые союзными государствами. В военном деле могли иметь разный уровень боевой подготовки (возможно высокий), но по надёжности и воодушевлению в бою уступали перечисленным выше. Идея "союзных" войск использована в игре Чатуранга. Чатуранга была парной игрой. В комплект этой игры входило по 16 фигур одного цвета для одной пары игроков и 16 другого цвета. Об этом свидетельствует анализ трактата Бируни "Индия" и Книги о шахматах (Матикан-и-Чатранг), где упоминаются фигуры: шестнадцать штук из изумруда и шестнадцать штук из красного яхонта. Один игрок имел 8 фигур, а для союзников комплект фигур удваивался. "Наёмные" войска (бхрита) состояли из профессиональных воинов со случайным происхождением или чужеземцев. Эти войска зависели от получаемого жалованья, по профессиональному уровню не уступали наследственным войскам. Индийские раджи могли положиться на них в случае междоусобиц и войне с противником, который не смог бы их подкупить. "Перешедшие от врага" войска (амитра) войска перешедшие от противника вследствие его военных неудач. Самые ненадёжные, склонные к грабежам не только на территории противника, но и на своей. Идея войск амитра используется в японской шахматной игре сёги, что делает игру уникальной. В сёги убитая фигура не просто снимается с доски, а переходит в резерв того, кто ее взял, и он может в дальнейшем поставить ее на доску как свою. "Лесные" войска (атави) отряды ополченцев, чьи племена проживали в труднопроходимых джунглях и часто находились в зависимости от государственной власти только номинально. Лесные отряды оказывали важные услуги для основной части армии в качестве проводников, разведчиков, для партизанских вылазок на территорию противника. По источникам формирования: Чатуранга была парной игрой. В комплект этой игры входило по 16 фигур одного цвета для одной пары игроков и 16 другого цвета. Об этом свидетельствует анализ трактата Бируни "Индия" и Книги о шахматах (Матикан-и-Чатранг), где упоминаются фигуры: шестнадцать штук из изумруда и шестнадцать штук из красного яхонта. По характеру вооружения древнеиндийская армия делилась на четыре рода войск и по этому признаку называлась "четырёхчленной" (чатуранга). Вот эти четыре рода войск (анг): Боевые слоны Индийцы были первыми, кто научился приручать слонов (индийские слоны лучше поддаются дрессировке, чем африканские). Слоны рано стали использоваться не только как транспортное средство, но и в качестве боевого животного. На бивни слона одевались острые железные наконечники. На спине слона размещали погонщика и до четырёх воинов, вооружённых стрелами и копьями. Слоны применялись для прорыва рядов противника, для наведения паники. Кроме того, на слонах устанавливались катапульты. В 14-ом веке арабский путешественник Ибн Баттута наблюдал их необычное мирное применение: "На некоторых слонах были установлены катапульты, и, когда султан приближался к городу, они стали стрелять золотыми и серебряными монетами". В древней Индии слоны стали основой боевой мощи армии. Даже в современной Индии военные парады сопровождаются шествием церемониальных слонов. Конница Конница была древним родом войск, но высокими боевыми качествами, по-видимому не отличалась. Причина этого связана с жарким и влажным климатом, который неблагоприятен для развития коневодства и земледельческого использования лошадей. Коней приходилсь покупать в Иране и Средней Азии, поэтому в Индии они стоили дорого. Об этом упоминал в своих путевых записках "Хождение за три моря" русский купец Афанасий Никитин, совершивший в 1466-1472 годах путешествие по странам Востока и прошедший всю Южную Индию. Боевые колесницы - ратха оставались по традиции в составе индийской армии в течение всего периода древности. Изначально - это аритократический род войск (по тем же причинам, что и конница). Первые колесницы были двухколёсными, запряжёнными парой коней, с одним возницей и одним воином. Позднее появились четырёхколёсные тяжёлые колесницы, запряжённые четвёркой. Эпические герои почти всегда сражались на колесницах. Например, в поединке Бхишмы и Шалвы из "Махабхараты". Битвы между немногочисленными войсками противников решались в схватках между выдающимися колесничными воинами -"махаратхинами". Применение боевых колесниц было эффективнее всего на равнинной открытой местности при благоприятных погодных условиях. Значение этого рода войск упало в связи с его зависимостью от местности и погодных условий. Пехота была самым многочисленным родом войск. Индийская пехота в отличие от римских легионов и македонских фаланг играла иную роль в военных действиях. При сражениях она выступала во взаимодействии с боевыми слонами и колесницами. Как самостоятельная сила применялась для обороны или захвата крепостей, а также при неблагоприятных для других родов войск погодных условиях. Боевые суда (флот) Структура подразделений: Патти Низшее подразделение древнеиндийского войска, в состав которого входило несколько боевых единиц: один слон (с погонщиком и 3 - 4 воинами в зависимости от величины слона) , одна колесница (с одним возницей и 1-3 воинами) , конница (3 всадника) и пять пеших воинов. Кроме чисто военного состава патти, по-видимому, нуждалась в ремонтных рабочих, журажирах и обозной прислуге. Идея "патти" вошла в игру Чатуранга в виде восьми фигурок одного игрока: слон (хасти, фил), конь (асп, ашва), колесница (рукх, ратха), пять пеших воинов в виде 4-ёх пешек (пайда, падати) и 1-го военночальника сенапати (раджа, бадшах, шах) Сенамукха, гульма, гана, вахини, притана, чаму, аникини В данном перечне каждое последующее подразделение втрое больше предыдущего. Такая струтура описана в "Махабхарате". Крупнейшее подразделение акшаухини состояло из десяти аникини.

В других разделах мы проследили историческую цепочку, ведущую к Чатуранге:
Сначала —древние игры с бросанием костей (ракушек, палочек, зёрен), затем — игры на клеточных досках (игра из города Ур (Иран), датируемая 3-м тысячелетием до н. э.; египетская игра сенат)
— спиральные игры нардового типа (игра на змее из Др. Египта) —индийские и ланкийские четверные игры — игра Тааям (Шри-Ланка) —(королевская тааям) — Чатуранга.

Традиции настольных игр Древней Индии

Традиции четверных игр Др. Индии описаны ранее. Напомню лишь о том, что четверные игры осуществлялись по принципу парных игр , когда два союзника противостоят двум другим. Из парной игры для четырёх участников Чатуранга естественным способом трансформировалась в шахматные игры для двух человек.

Только такая трансформация объясняет дублирование фигур , символизирующих древнеиндийские рода войск. Дублирование фигур сопровождается симметричными построениями на доске, при этом один из правителей союзного войска понижается в звании, но его место на аштападе соответствует постановке "второго раджи" (в последующем - ферзя).

Если название первого раджи в других шахматных играх соответствует названию правителя (шах,король и т.д.), то есть перевод соответствует значению, то название "второго раджи " трактуется как подчинённая. Фарзин (персидский, таджикский, узбекский), фирзан или фарзин (арабский), монтри (бенгальский), ситки (бирманский- в Мьянме), мет (в таиландском макруке), мандарин (в китайских сянци). У этой непарной фигуры во всех шахматных играх (за исключением международных) снижено игровое значение и ограничен ход - только по диагонали на одну клетку.

Изменение игрового механизма нардовых игр

Усложнение четверных игр на клеточной доске происходило в Древней Индии разными путями. Один из них привел к появлению игры "чупур” (экстенсивный путь). Другой путь был был связан не столько с усложнением и расширением доски, сколько с изменением правил ходов фишек и более сложным использованием игрового пространства (интенсивный путь). Сначала появились фишки, отличающиеся по направлениям движения на доске от фишек других игроков (игра Тааям). В последующем появилась игра, в которой направление и длина хода каждой фишки были установлены твердо до начала игры, поэтому они приобрели качество фигур. С помощью игральных костей стал определяться выбор фигуры (с заданной длиной хода), которой следовало ходить в данный момент.

Произошла смена акцентов в правилах - с одного: "Хожу фишкой, длина хода которой определена игральной костью (значения - 1; 2; 3; 4), но выбираю фишку для хода сам" - на другой: " Хожу одной из фишек (длина хода за которой закреплена в одном из значений - 1, 2, 3, 4), на которую указывает игральная кость (значения - 1; 2; 3; 4)".

Казалось бы, нет особой разницы, так как длина хода всё равно определяется костями. Но смена акцентов в правилах игры нардового типа привела:

1. к усложнению игры, хотя бы в связи с отходом от привычного шаблона; 2. к появлению игровых фигур (неоднородность функций ведёт к внешним различиям); 3. к смене целей игры (раньше - идти к определённой точке, по пути сбивая фишки соперников, теперь - играть на истребление сил противника).

Теперь становится ясен механизм изобретения Чатуранги.

Представьте, что вы часто играете в такую игру, как Аштапада. Ваши фишки и фишки соперников движутся по пересекающимся траекториям. В течение игры фишки могут попадать на любые клетки доски. Наблюдая за игрой в Аштападу со стороны, может показаться, что фишки подчиняются только выброшенным костям, а не абстрактной траектории игрового поля. Ход определяется игральными костями (но это не кубик, на котором очки от 1 до 6). Применялась древняя методика бросания костей для определения четырёх значений очков - от единицы до четырёх.

Эти четыре значения были сопоставлены с четырьмя древними родами войск, такими как: боевые колесницы, слоны, конница, пехота.

При выпадении одного очка совершает движение одна из пешек (пайда) или военночальник (сенапати) — в последующем шах.

При выпадении двух очков совершает движение ратха (колесница=ладья).

При выпадении трёх очков совершает движение ашва (конь).

При выпадении четырёх очков совершает движение хасти (или фил=слон).

О ходе коня:

Вы, конечно, знаете ход шахматного коня . Попробуйте мысленно поставить шахматного коня по траектории движения фишки на доске-Аштападе и сосчитать те клетки, с которых фишка при выпадении трёхочковового броска совершает движение по траектории, выполняя скачок в виде привычного для нас хода коня.Таких клеток окажется достаточно много. Точнее, достаточно для того, чтобы у игрока в аштападу появилась ассоциация трёхочкового броска с характерным движением. Изобретатель Чатуранги не придумывал это движение. Он просто привязал эту траекторию к той фигуре (то есть к коню), которой игрок обязан совершить ход при выпадении на игральных костях цифры 3.

Движения коня описывают обычно кириллической буквой "Г" или латинской "L". Конь ходит на три клетки - две по прямой и одна в сторону, бьёт так же. Шахматный конь в прямом смысле скачет, то есть перепрыгивает во время хода через свои и чужие фигуры. Такой ход выглядит несколько искусственным и необычным в сравнении с ходом других фигур шахматного войска, которые передвигаются линейно - по горизонтали, вертикали, диагонали. Оригинальность движения коня из Чатуранги была сохранена в арабском шатрандже, в таиландском макруке, в бирманском ситтуине, в китайских шахматах, в японских сёги. Перепрыгивание через другие фигуры - это наследие от нардовых игр. Отличается ситуация с ходом коня в китайских шахматах и в японских сёги. Но ходы этих фигур - это модернизация хода для конкретной игры. Например, в китайских шахматах - это адаптация хода коня по линиям на доске (а не клеткам).

В китайских сянцы конь (ма) передвигается по линиям, но кажется даже аналогично движениям коня в международных шахматах. Движение китайского коня-ма описывается по-другому. Движения это состоит из двух отрезков: сначала - на одно поле по линии, затем - на соседнее поле по диагонали. Если же поле, через которое конь (ма) проходит первую половину хода, занято, то конь в эту сторону идти не может, так как китайский ма перепрыгивать через стоящие на его пути фигуры не может! Поэтому китайский конь может быть блокированным! В японских сёги конь может перепрыгивать через фигуры, ходить вперёд как конь в международных шахматах, но он не может ходить назад или вбок. Напоминание о ходе китайского коня сделано для сторонников китайского происхождения шахмат.

Политические предпосылки к возникновению и распространению Чатуранги

Вот упоминания о древнеиндийской Чатуранге в индийских источниках: В поэме Субандху "Васабадата”, написанной в конце VI в. н.э., встречаются такие строки: "Сезон дождей разыграл шахматную партию, используя в качестве фигур желтых и зеленых лягушек, прыгавших на разноцветные поля садовых клумб”. В поэме Бани "Хартахарита” воспевались миролюбие и гуманность буддистского правителя Каньякубджи - Шри Харши. По словам поэта, в период правления этого просвещенного государя "не происходило никаких других распрей, кроме распрей между собирающими мед пчелами, не отрезали других стоп, кроме стихотворных, не вводили в действие никакие другие армии, кроме армий 64 клеток шахматной доски”.

Барзуйа, личный лекарь ХосроваI, научился играть в Чатурангу в Индии и после того, как тайно переписал книгу Панчатантра (Калила и Димна ), поехал с ней на родину и привёз шахматы, а ещё с собой привёз индийских врачей (тогда индийская медицина была самой лучшей). Книга была недоступна для чужестранцев. Эта шпионская операция прошла не потому, что Барзуйя был сильным разведчиком, а потому, что махараджа Кануджа был заинтересован в развитии политических связей с Иранским шахом. Ведь помогал Борзуйа в ознакомлении со знаменитой книгой не кто иной как казначей индийского махараджи.

В VI веке рушится империя Гуптов. Со смертью Скандагупты (454—467), единолично правившего двенадцать лет, начался упадок империи. Центральная власть постепенно ослабляется, и при заурядных преемниках местные князья-вассалы создают независимые династии. Императоры династии Гуптов получают только номинальную власть.

В конце V в. гунны-эфталиты возобновили набеги, которые уже не встречали серьезного сопротивления. Разобщенная империя не имела энергичного правителя, способного, как Скандагупта, изгнать захватчиков. Начиная с 500 г. и примерно в течение трети века западная Индия находилась под управлением эфталитских царей, двое из которых, Торамана и его сын Михиракула, были безусловно сильными монархами. О втором упоминает в VII в. китайский путешественник Сюань Цзян как о жестоком преследователе буддизма .


Северная и Южная Индии были раздроблены на множество феодальных княжеств и государств. В Северной Индии к концу VI века самыми крупными государствами были Гауда (Северная и Западная Бенгалия), государство Маукхариев (Доаб и среднее течение Ганга) и государство Пушпабхути (верхняя часть Доаба, район нынешнего Дели и Сирхинда со столицей в Стханешваре). В Гуджарате династия Майтраков, бывших вассалами Гуптов, так же стала независимой.

Итак,в северном течении Ганга образовалось довольно сильное государство — царство Маукхари. Его столица Каньякубджа (современный Канаудж) до нашествия мусульман оставалась культурным центром и одним из наиболее населенных и процветающих городов северной Индии. Правители из династии Маукхари нуждались в политических союзниках и в утверждении буддизма в соседних регионах. Угроза буддизму оценивалась как реальная угроза. Ведь уже в империи Гуптов индуизм становится официальной религией. Гупты и Маукхари стали кровными врагами. Искать поддержки с востока от Гауда (Бенгалия) было проблематично. Известно, что правитель Гауда в 6 веке Шашанка был крайним противником буддизма - от выгонял буддистов из монастырей, конфисковывал их имущество.

Из северной Индии и ранее шёл обмен буддйскими монахами со Средней Азией, с Китаем, с Юго-Восточной Азией. В VI веке в связи с обострением политической и религиозной ситуации в Индии и при объявлениии государственной самостоятельности династия Маукхари стала активно развивать внешние связи. Ишана-Варман (550-560-5) - четвертый правитель из этой династии изменил свой титул на более высокий (независимого раджи) - Махараджахираджа. Посольство из города Каньякубджа к иранскому шаху Хосрову I стало возможным лишь при ведении независимой внешней политики династией Маукхари.

Северная Индия в VI веке имела значительные достижения в точных науках, литературе и философии, в медицине. В Ниланде (около нынешнего Аллахабада) существовал крупнейший буддийский университет, где обучались и содержались тысячи студентов. Здания в Наланде достигали шести этажей и вместе с хозяйственными постройками занимали огромную территорию. Посольства из г. Каньякубджа были не только государственными, но и буддийскими. С этой точки зрения включение игры Чатуранга (в пехлевийских текстах под названием Чатранг) в состав подарков иранскому шаху несло идеологический и пропагандистский смысл. Значение шахматной игры в раскрытии идей буддизма Махаяны скрыто за внешней атрибутикой военной игры. При описании даров индийского правителя не случайно именно игра привлекла к себе наибольшее внимание. В пехлевийской рукописи Визаришн-и чатранг уд нихишн-и нев-ардашир Чатуранга оказывается в центре сюжета небольшого рассказа. Так ли разгадал и объяснил шахматы легендарный везирь ХосроваI, как задумывалось индийским посольством?! Об этом историки шахмат недоговаривают... И в этом скрыта хорошая интрига для всех современных шахматистов, которые при недостатке исторических сведений могут использовать разнообразные версии происхождения шахмат.

Помогло ли индийское посольство наладить двухсторонние отношения между индийским княжеством Маукхари из Каньякубджи и иранским царством ХосроваI? Да. Об этом известно из Книги о Чатранге. ХосровI направил ответное посольство в Индию, которое возглавил Важургмихр Бохтак. История шахмат и нард прочно привязаны этим рассказом ко времени царствования ХосроваI. Конечно, игры нардового типа существовали и до этого времени. Например, древнеримская Скриптула (Игра 12 линий). Но правила персидского нарда всё-таки были оформлены при ХосровеI.

Посольств из г. Каньякубджа было несколько, но сведения сохранились только о нескольких. Так во время империи Харши поддерживались тесные связи с гималайским княжеством Непал, а также тибетской империей Сронцзан-Гамбо. Именно в империю Харши прибыло знаменитое посольство от Сронцзан-Гамбо 632 года, направлявшееся в Магадху и Бенгалию.

В 641 г. к танскому двору прибыло индийское посольство, которое отправил Харша, в ответ в его царство были направлены китайские посольства (в 643—648 гг.).
Второе из этих посольств имело своим результатом совместную военную экспедицию Тибета и Непала в Индию под предводительством одного из китайских послов — Ван Сюань-цэ. Предлогом послужило нападение на этого посла, совершённое по приказу нового правителя — Арджуны. Арджуна был взят в плен и привезён в танскую столицу. Это событие следует рассматривать, по-видимому, как попытку тибетских феодалов вместе с китайскими вмешаться во внутреннюю борьбу в индийских государствах.
(http://bvf.ru/forum/showpost.php?p=8642244&postcount=827)

В Утхонге найдена одна из древнейших санскритских надписей на территории Таиланда. Надпись на медной пластинке гласит: «Шри Харшаварман, внук царя Шри Ишанавармана, который распространил свою славу до дальних предков, взошел на львиный трон по законному праву наследования. Он пожертвовал счастливому Шри Ишанешваре носилки, украшенные драгоценностями, зонт и музыкальные инструменты. И он преподнес Шри Ишанешваре сокровища поэтических сочинений, песен, танцев и т.п.» (http://www.thairelax.ru/center_32.html)
Возможно, что и в Таиланд шахматы прибыли как подарок с буддийским посольством.

В Индии игра была известна под названием "чатуранга" или "чатураджа", в которой участвовало четыре человека и у каждого было четыре рода "войск": слоны, кони, боевые колесницы и пехота. Движение фигур зависело от того, сколько очков покажут игральные кости.

Игра символизировала битву с участием этих четырех родов войска, которыми руководил предводитель — раджа. В начальной позиции они располагались по углам 64 - клеточной доски. Передвижение фигур определялось броском игральной кости. Выигрыш достигался при уничтожении всех сил соперника, в том числе и королей. Ходы ладьями — колесницами, конями, пешками и королем совершались как и в современных шахматах, а слон ходил только через одно поле по диагонали, перепрыгивая через фигуры.

Чатуранга была игрой высших слоев общества и требовала большого опыта, определенного навыка и расчета, хотя результат игры в большинстве случаев зависел от раскладов кости, определявшей движение фигур.

Шатрандж

На следующем этапе исторического развития игра для четверых превратилась в поединок двух соперников. Произошло слияние одноименных сил, и на доске они начали располагаться двумя лагерями — друг против друга на последних горизонталях с современной расстановкой фигур, причем второго властителя заменил "фарзин" — советник короля, а роль первого так возвысилась, что его гибель означала проигрыш партии.

Новая игра стала называться чатранг (шатранг) и возникла в начале VI века в обширном регионе Центральной Азии, охватывающем современные территории северо-западной Индии, восточного Ирана и юг Средней Азии еще до арабских завоеваний. Целью чатранга стало матование короля противника, выбор ходов определялся самими участниками. Фигуры стали называться так: шах (король), фарзин (ферзь), рух (ладья), пил (слон), асп (конь), пияда (пешка).

Она очень быстро проникла в страны Арабского Востока, где стала называться "шатрандж". Расстановка фигур на доске сохранилась, но внешний вид их изменился. Так как ислам запрещал изображение людей и животных, то шахматным фигуркам, имевшим ранее вид миниатюрных скульптур, начали придавать абстрактную форму. Изготовленные из обожженной глины, они были очень дешевы, и это способствовало быстрому распространению игры среди простого народа. Из дворцов шатрандж попал на рынки и хижины бедняков, а с торговыми караванами пересек границы многих стран и приобрел большую популярность на Среднем и Ближнем Востоке.

Игра в то время была уже довольно сложной, но ее возможности пока ограниченными, так как ферзь являлся одной из слабейших фигур и передвигался лишь на одно поле по диагонали; слон — чуть сильнее ферзя и ходил через одно поле, также по диагонали, перепрыгивая через фигуры; пешки не имели первого хода на два поля; отсутствовала рокировка. Но остальные фигуры двигались по современным правилам. Поэтому начальная стадия партии развивалась медленно и на всю игру затрачивалось много времени. Уничтожение всех сил соперника (кроме короля) и пат считались выигрышем.

В эпоху шатранджа появляется запись партии — нотация, теория игры, композиция и даже деление игроков на классы. Игроки высшего класса (древние гроссмейстеры) назывались алиями (большими мастерами).

Шахматы

А теперь коснемся общеизвестного названия этой игры — "шахматы". Дело в том, что персы называли своего правителя шахом, а арабы употребляют слово "мат" в значении "умер". Таким образом, персидско-арабское "шахмат" означает "король умер", что совершенно точно определяет конечную цель этой игры — гибель короля соперника.

В IX веке шатрандж проникает в Европу. Вначале эту игру от арабов заимствовали Испания и Италия, а позднее она стала известна в Англии, Франции, Германии, в скандинавских и других странах. В Византию, Польшу, Болгарию, Венгрию она непосредственно завезена с Востока по торговым путям не позднее X—XI вв.

В европейских странах несколько веков играли по правилам шатранджа, но толкование игры и особенно изображение фигур подверглись значительным изменениям. В соответствии со средневековым рыцарским культом поклонения Прекрасной Даме ферзь уступил место королеве. Фантастическая птица "рух" — покровительница восточных воинов — предстала в виде вооруженного всадника, посланника короля, а впоследствии в виде башни-крепости, ("тура", "ладья"). Малопонятный европейцам арабский термин "алфил" (слон) приобрел новое значение — "епископ" в Англии, а впоследствии во многих странах "офицер". Лишь король, конь и пешка сохранили свои первоначальные названия.

Постепенно традиции шатранджа на Старом континенте были утрачены, и в конце ХV века сформировались новые правила шахматной игры: пешка на первом ходу продвигалась на два поля, рокировка совершалась за один ход, повысилась дальнобойность слона, ферзь превратился в сильнейшую фигуру, пат считался ничьей и так далее.

Все эти изменения и нововведения сделали шахматы игрой быстрой и динамичной, а выпуск печатной шахматной литературы, в которой были зафиксированы эти новые правила, способствовали ее быстрому распространению в Европе.

С помощью этого гадания можно узнать сбудется ли загаданное Вами желание или получить ответ на вопрос (ответ на который может быть "да" или "нет"). Для гадания используется колода из 36 карт. Гадание проходит в 2 этапа: этап первый называется "Откровение" - на этом этапе карты дают ответ: осуществится ли задуманное; этап второй называется "Пособничество" - здесь карты указывают на те обстоятельства, которые будут способствовать (или мешать) исполнению Вашего желания.

Этап первый - "Откровение".
Карты перемешиваются, затем загадывается желание или вопрос, затем карты нужно перемешать снова и снять, как обычно, левой рукой к себе. После этого карты раскладываются рубашкой вверх на 9 кучек, по 4 карты в каждой. Затем верхние карты из кучек открываются (переворачиваются рубашкой вниз), и если среди открытых карт есть пары карт одного достоинства, они отбрасываются и следующими открываются карты, лежащие под ними. В том случае, если таким образом будут открыты и отброшены все карты, желание сбудется (ответ на загаданный вопрос будет - "да"), а если часть карт останется закрытой - ответ карт будет "нет".

Этап второй - "Пособничество".
Карты нужно тщательно перемешать, а затем начать выкладывать по одной на стол рубашкой вниз, приговаривая: "туз, шестерка, семерка, ..." и т.д. до короля, так до конца колоды. Те карты, чье достоинство будет соответствовать сказанному Вами, откладываются отдельно. Далее по толкователю определяется их значение. Это как раз и будут те обстоятельства, которые помогут Вашему желанию осуществиться, или причины, из-за которых загаданное желание не сбудется...

Значение карт:

Черви
Туз червей - Приятное письмо
Шестерка червей - Искренность
Семерка червей - Успех
Восьмерка червей - Открытие любви
Девятка червей - Прибыль
Десятка червей - Чистосердечие
Валет червей - Вздох
Дама червей - Удовольствие
Король червей - Любовник
Трефы
Туз треф - Друг
Шестерка треф - Скука, досада
Семерка треф - Неучтивость
Восьмерка треф - Смерть
Девятка треф - Замужество
Десятка треф - Двоеженство
Валет треф - Плут
Дама треф - Неприятельница
Король треф - Приятель брюнет
Пики
Туз пик - Печальное известие
Шестерка пик - Непременно
Семерка пик - Обманчивая весть
Восьмерка пик - Ласка
Девятка пик - Политика
Десятка пик - Хитрость
Валет пик - Хитрый помощник
Дама пик - Порядочная женщина
Король пик - Честный человек
Буби
Туз бубей - Благополучие
Шестерка бубей -Исполнение желаний
Семерка бубей - Дальний путь
Восьмерка бубей - Неприятное свидание
Девятка бубей - Неприятный гость
Десятка бубей - Богатство
Валет бубей - Болтун
Дама бубей - Соперница
Король бубей - Соперник
Гадания на картах - материалы по теме:
  • Гадания на желания:
  • , .
  • Гадания на будущее:
  • ,

Кол-во игроков От 2 или 4

Время партии От 20 минут

Сложность игры Сложная

Настольная игра Чатуранга – логическая настольная игра для 4-х игроков. Считается потомком современных шахмат и сянци. Это очень интересная и одна из самых старейших игр для четырех участников, но в нее могут играть и два игрока.

Цель игры чатуранга

Главная задача игры - условно разгромить всю армию соперника. Партия проходила вплоть до всецелого сокрушения фигур одного из играющих. Когда играли два участника победить можно было, захватив короля неприятеля. Понятия шах, мат, пат в этой игре не существовало. Завоевание всех фигур, помимо короля (это называлось оголением короля) считалось выигрышем. Но если у соперника оставалась возможность последующим ходом взять вашу фигуру, признавалась ничья.

Как ходили фигуры?

  • Как и в нынешних шахматах, король двигался в каждом направлении на одну клетку.
  • Слон имел возможность ходить на одно поле вперёд, либо на один шаг по диагонали. После изменения правил игры слон начал двигаться в диагональном направлении через одну клетку. Слон (также как и конь) мог при ходе перескакивать через клетку, независимо от того, были ли по направлению его движения свои или вражеские фигуры.
  • Конь передвигался также, как и в теперешних шахматах. Колесница (ладья) делала ход на одну-две клетки в горизонтальном/вертикальном направлении.
  • Пехота (пешка) продвигалась на один шаг лишь вперёд, а бить могла по диагонали вперёд на одну клетку. В отличии от современной игры не было возможности при первом ходе передвигаться на 2 поля вперёд.
  • Визирь (Ферзь) ходил в каждом направлении на одну клетку (эта фигура была невесомой). Если пешка добиралась до восьмой горизонтали, становилась лишь визирем.
  • В игре не было рокировки.

Первоначальная расстановка фигур

сайт - портал настольных игр, в котором постарались собрать самые популярные настолки, а также новинки игровой индустрии. На странице "Настольная игра Чатуранга" представлен обзор игры, фотографии и правила. Если вас заинтересовала "Настольная игра Чатуранга", то рекомендуем ознакомиться с играми в других категориях со схожими характеристиками.