Что значит не пасовать перед трудностями. Значение слова пасовать

Для кого-то вполне естественно всегда доводить начатое до конца, идти вперед, невзирая на трудности. Такие люди привыкли преодолевать препятствия, принимать решения и разрешать проблемы. Для одних это более сложно, другим не приходится прилагать много усилий - они принимают жизненные испытания как вызов, преодолеть который им помогает соревновательный дух. Среди подобных людей такие знаки зодиака, как Лев, Дева, Телец, Скорпион.

Но есть знаки, которые привыкли пасовать перед трудностями. Они легко сдаются, если разочаровываются в чем-то. Бросают начатое, когда дело не ладится. Малейшие неудачи вызывают их гнев и раздражение, заставляя отказываться от задуманного. Таким людям проще бросить дело незавершенным, чем впоследствии прослыть неудачником из-за возможного поражения. Они даже не пытаются использовать шанс на победу. Многие вещи кажутся им бессмысленными, когда идут не совсем гладко. Максимально в этом отличились следующие пять знаков.

Рыбы

Представителей этого знака заставляют опускать руки перед трудностями их чувствительность и пессимизм. Они не видят смысла делать то, что у них не получается. Но и не получается это только потому, что они не доводят начатое до конца. Образуется своеобразный замкнутый круг.

Если проект, над которым они работали, вдруг не выходит по каким-то причинам, они оставят его и перейдут к другому делу. Рыбы хотят, чтобы их связывали лишь с успешными проектами, а их работа считалась блестящей и потрясающей.

Весы

У Весов часто возникают проблемы с принятием решений. Если им нужно решить что-то важное, они не могут сделать это быстро. Это заставляет их остановиться. И если только в будущем проекта они не видят перспектив, то откажутся от него.

Они готовы бороться лишь за то, что действительно кажется им стоящим. Поэтому отказываются от множества перспектив, в которых не видят смысла.

Близнецы

Если какое-то занятие покажется им скучным, они оставят его. Близнецам необходимо посвящать время лишь занимательным и веселым делам. Они стараются заниматься в первую очередь самыми интересными моментами, откладывая остальное на потом. Это заставляет их часто останавливаться на каком-то этапе, чтобы продолжить позже.

Проблема в том, что со временем незавершенный проект уже не представляет прежнего интереса, а идея закончить его становится совсем непривлекательной.

Рак

Чувствительные Раки склонны к пессимизму. Они отказываются от начатого, когда оно теряет для них смысл. Могут помешать и чрезмерные эмоции, которые любую мелкую проблему способны превратить в провал.

Иногда представителям знака кажется, что они не смогут хорошо выполнить поставленную задачу, потому проще отказаться от нее.

Стрелец

Стрельцам не хватает терпения и выдержки, чтобы довести начатое до конца. Им проще отказаться от задуманного и выполнить другой, более легкий проект. Они предпочитают иметь много мелких побед, чем выиграть одно грандиозное дело, над которым нужно долго и упорно работать.

Стрельцы верят, что кто-то другой может сделать эту работу лучше них и довести ее до конца. Так почему бы не оставить ее этому человеку? Почувствовав груз на своей шее, они не станут тянуть его на себе.

Здравствуйте. Мне 23, я учусь на последнем курсе, очень скоро нужно будет уже защищать диплом.
Мама родила меня в 37, ребёнок я была желанный. В детстве пережила некоторую травму (не уверена, что это громкое слово подходит), когда моих родителей пригласили на День рождения дочери друзья. Мне тогда года 3 было. Это был пикник за городом, было много семейных пар с детьми. Девочка была немного старше меня, мои родители ей хотели подарить кукольный дом. Я помню, как мы только приехали, родители вытаскивают пакет с подарком, передают подбежавшей имениннице, она его раскрывает. Тогда я и увидела этот кукольный домик, что меня ужасно расстроило, так как мне его тоже хотелось. Я даже ещё из машины выйти не успела, как уже расплакалась. Подбежали родители и попытались меня успокоить, вручив утешительный подарок - куклу, которая мне совершенно не нравилась и была неинтересна. Больше ничего по этому воспоминанию сказать не могу.
Были случаи в детстве, когда я отказывалась от желанной вещи, намеренно, чтобы наказать себя. Такое потом случалось несколько раз и в более взрослом возрасте.
В детский сад пошла только за год перед школой. Знакомства с детьми заводила во время игры на улице легко, но в детском саду это оказалось сложнее. Общалась в основном с мальчиками. В школе пыталась подружиться с детьми, но они мне в какой-то момент начинали пакостить и переставали общаться. Сблизиться было сложно. Тогда я впервые начала чувствовать себя лишней и не нужной. Тогда случился случай с экскурсией: весь класс должен был ехать на автобусе в музей в другом городе, но мои родители настояли на том, что мы поедем с ними отдельно в машине. Я очень была недовольна этим, пыталась объяснить, что очень хочу ехать в автобусе со всеми, но мама парировала, что автобус старый и пыльный. В итоге я на всех фотографиях из музея я стою нахмуренная, да и воспоминания нерадостные от этой поездки остались.
В пятом классе подруги часто менялись. Потом в шестом перешла в другую школу - в гимназию, где требования были гораздо выше. Но с самого первого дня начались проблемы с учительницей, которая при всём классе начала на меня кричать и заставила стоять до конца урока за то, что я не знала ответа на её вопрос. Это был предмет, которого не было в прошлой школе. Поэтому на меня сразу посыпался град из обвинений в том, что "здесь такие не нужны, зачем я сюда перешла, могла бы учиться и в обычной школе". Проблемы с этой учительницей были до окончания школы: она то неправильно называла мою фамилию, то глядя на меня, сидящую перед ней на первой партой, отмечала как отсутствующую. Я безумно начала бояться отвечать. Особенно перед всем классом у доски. Могла учить всю неделю стихотворение, а на её предмете, уже стоя перед всеми, не суметь совладать с диким волнением, которое напрочь отбивало память. У меня до сих пор есть страх перед выступлениями на публику, так как даже при хорошем начале я могу к середине речи снова начать трястись, потеть; появляется ощущение, будто шея не может удержать голову, так она напрягается, обязательно нужно за что-то держаться, чтобы унять дрожь, голос срывается. Тем не менее, у меня была подруга все эти годы, очень близкая. Но наши отношения были односторонними: я выполняла роль психоаналитика 24/7, должна была комментировать каждую её мысль, обязательно очень подробно, а не в двух словах, что было не всегда легко сделать. И сначала я искренне пыталась ей помогать, поддерживать. Но потом меня начало это утомлять. Она никак не хотела меня поддержать в ответ, когда мне нужна была её помощь. Только обвиняла меня во всём при удобном случае. Если она опаздывала на прогулку на 20 минут, я с пониманием её ждала. Но если я опаздывала на 5 минут, она могла на меня накричать, развернуться, и обиженно уйти, а потом не разговаривать неделю. Потом она сама со мной заговаривала обычно, возмущаясь, почему я за всё это время не принесла ей извинений. Если общались меньше, чем она хотела, она так же предъявляла претензии и могла обидеться.
На почве негативных столкновений с той учительницей и сложных отношений с "подругой", я окончательно замкнулась. Я и до того много времени проводила одна, в себе, не особо интересуясь другими людьми. А теперь, когда у меня начались проблемы, которые я хотела с кем-то обсудить, мне это было не с кем сделать. Я пробовала поговорить с мамой, обсудить то, что меня волнует. Но она лишь отмахивалась, говорила, что у меня нет проблем. Пропало желание что-то делать, я искала любой предлог, чтобы не пойти в школу. Были мысли о самоубийстве. Потом началась анорексия. Родители забили тревогу только спустя год. "Подруга" будто бы и не замечала никаких изменений в моём внешнем виде, только обсуждала свою внешность и невозможность похудеть. Я сама взяла себя в руки и начала нормально есть, когда поняла, что никому я не нужна, что любить себя могу только я. Вскоре после поступления в ВУЗ я прекратила общение с "подругой", так как на глаза мне попалась статья о токсичной дружбе и я поняла, что именно такой и были наши отношения. Я была всё время "выжатой" после общения, почти вся моя жизнь была отдана "подруге" и её капризам.
На первом курсе у меня появился молодой человек, с которым мы до сих пор в отношениях, не смотря на то, что после второго курса моя семья переехала в другую страну. Видимся мы в лучшем случае раз в год, но постоянно поддерживаем общение по Интернету. С поступлением на первый курс я столкнулась со страхом курсовых. Для меня это была непосильная ноша, это было страшно, я боялась, что не справлюсь. К тому же, руководитель не давал никаких консультаций, с ним не было никакой связи, увиделись мы с ним только на защите, и эта ситуация была не только у меня - у всего потока. Кое-как я написала курсовую, надо мной сжалились и поставили 4. Но я безумно переживала. Молодой человек меня всячески поддерживал.
В новом ВУЗе пришлось повторить второй курс из-за разницы в программах. За всё время мы написали две курсовые: на третьем и на пятом курсе. Во все разы я точно так же впадала в ужасную хандру, сомневалась в своих силах, много плакала. Особенно в последний раз, в прошлом семестре. Еле взяла себя в руки, написала всё в последний момент и защитила курсовую на отлично. Решила, что с дипломом так не поступлю, буду делать всё вовремя, и не важно, насколько меня это будет пугать. Но вот прошло три месяца, а за диплом я так и не села, настолько огромен мой страх. Боюсь теперь, что ничего не успею. Боюсь, что отчислят. Боюсь позора, хотя пытаюсь убедить себя, что это не самое страшное в жизни и что нужно наконец взять ответственность в свои руки. Родители меня всегда чересчур опекали. В какой-то момент я не то чтобы перестала сопротивляться (я и уши самостоятельно прокалывала, и волосы коротко стригла после того, как мне запрещали это делать), просто не поняла, что моя жизнь полностью в моих руках. Вот слушала одногруппников и всегда удивлялась, насколько они взрослее меня, что у них есть планы поехать куда-то, что они самостоятельно туда и туда ездили. У меня нет особых планов. Я нигде не была. Я даже не всегда понимаю, хочу я где-то побывать или нет, потому что у меня будто бы и воли своей нет. Точнее, я однажды поняла, что я не знала, что можно строить планы, что у взрослых людей есть свобода действий, что можно захотеть чего-то и сделать это. У меня же всё сводится к пусканию ситуации на самотёк и мнению родителей. Конечно, боюсь их отказа. Языка у нас с ними общего немного, но их мнение для меня очень часто оказывается решающим. Вообще, я стесняюсь с некоторых пор с ними говорить о своих желаниях, именно из-за боязни отказа. В итоге я даже не пытаюсь им рассказать о чём-то для меня важном.
Сейчас молодой человек хочет на год уехать в Германию. Его родители в этом поддерживают, с ними он может говорить о чём угодно, а моих отношений со своими он не может понять. Говорит, что я с ними себя веду как с чужими, стесняюсь, боюсь. Он зовёт меня с собой по той же программе поехать, но я не уверена, что родители разрешат, хотя очень этого хочу. У нас состоялся с ним разговор о перспективах наших отношений, он бы хотел, чтобы я тоже предлагала варианты, где и как бы мы могли наконец-то зажить вместе. А я в ступоре от этого. Я даже не знаю, что с собственной жизнью делать, не то чтобы с отношениями с другим человеком. И эта неуверенность гнетёт меня. Я устала бояться всего на свете, но очень часто чувствую себя недостаточно умной/компетентной/способной, чтобы продолжить борьбу, попытаться заняться чем-то новым. Очень быстро опускаются руки. Хотя в школе я училась в основном на четвёрки, по некоторым предметам стабильно были пятёрки (что я считаю своим личным достижением, ведь депрессия у меня была с момента перехода в гимназию, а самый пик её пришёлся на старшие классы), в университете меня часто хвалят, тройки редкость. Но я чувствую себя маленькой, неуверенной в себе, часто не согласна с похвалой в свой адрес, так как считаю, что могла бы больше стараться, что мои знания не такие как у N, например, и хвалить надо совсем не меня.
Я надеюсь, что изложила всё по существу и не слишком утомительно. Я не знаю, как перебороть себя, взять в руки, поверить в свои силы. Как перестать плакать из-за любой "трудности" в жизни и начать с ней бороться? И как просто стать взрослым человеком? Ведь я довольно безответственная: ищу оправданий своей лени и страхам.

пасовать

(или пассовать), пасую, пасуешь, сов. и несов. (от англ. pass с фр.) (спорт.). В футболе, волейболе и других играх с мячом передать (передавать) мяч игроку своей команды, дать (давать) пас (см. пас 2). Пасовать на край. Пасовать в центр. Пасовать вперед, назад.

пасовать

(или, устар., пассовать), сую, суешь, несов. (к спасовать) (от фр. passer, букв. проходить мимо).

    Заявлять пас в карточной игре (см. пас 1). Третий раз подряд пасую.

    перен., перед кем-чем и без доп. Признавая себя бессильным, неспособным к чему-н., отказываться от дальнейших усилий, считать себя побежденным, сдаваться (разг.). - История знает, далее, немало социалистов, которые с пеной у рта требовали от рабочих партий других стран самых что ни на есть революционных действий. Но это еще не значит, что они не пасовали в своей собственной партии или в своей собственной стране перед своими оппортунистами, перед своей буржуазией. Сталин. Коммунист не должен пасовать перед трудностями.

    перед кем-чем в чем. Быть ниже кого-н., уступать кому-н. в каком-н. отношении (разг.). Пасовать в знаниях перед кем-н.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

пасовать

Сую, -суешь; несов.

    прош. также сов. Объявлять пас1 (в 1 знач.) в карточной игре.

    перен. Признавая себя бессильным, неспособным, отказываться от дальнейших усилий, сдаваться. П. перед трудностями.

    сов. спасовать, -сую, -суешь (ко 2 знач.).

пасовать

Сую, -суешь; несов. В нек-рых спортивных играх: передавать мяч или шайбу, давать пас2. П. в центр поля.

однокр. паснуть, -ну, -нешь и пасануть, -ну, -нешь (прост.).

сов. отпасовать, -ую, -уешь.

сущ. пасовка, -и, ж.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

пасовать

    несов. неперех. разг.

    1. Заявлять пас (4*1).

      перен. Отказываться от дальнейших усилий что-л. сделать, признавая себя бессильным; сдаваться.

    несов. неперех. Передавать мяч, шайбу и т.п. игроку своей команды в спортивной игре; давать пас.

Примеры употребления слова пасовать в литературе.

Грунфельд, хоть пасуй , хоть не пасуй , все равно получишь шило, - в проеме окна возникают угловатые ходики буденновской физиономии, сейчас прокукуют конец первой смены: - Шуба с клином или в покерок?

Вообще я не верю в успех этого предприятия, и, несмотря на то, что технически грамотнее заявить четыре бубны, пасую на три червы.

Запад, если помните, коварно пасовал на три бубны, а потом с запозданием вошел тремя пиками.

Русские же, похоже, совсем избегают вбрасывания шайбы в зону и преследования ее, предпочитая пасовать ее открывшемуся партнеру.

Сейчас они подбирают шайбу за воротами, принимают ее на клюшку, пасуют своим форвардам и нередко получают очки за голевую передачу.

Запад пасует , а партнер, изучающе посмотрев, заявляет две трефы - конвенционный вопрос о мажорных четверках.

А все ее противный, слабый, неустойчивый характер - вечно она пасует в решительную минуту, и она не способна всерьез увлечься конхиологией, этимологией, ботаникой, археологией, разрезать на части клубни картофеля и следить за его плодоносностью, как, например, Мери Деннис, как, например, Вайолет Сэрль.

После прикосновения левой ноги Яна матушка подсела поближе к столу, так что Ян, которого как раз провоцировал Мацерат и который решил пасовать при тридцати трех, приподнял край ее платья, сперва пальцами, потом всей ступней в носке, а носок, к слову сказать, был почти чистый, надет не далее как сегодня, и устроился у нее между ногами.

Тогда матушка подняла заказ до тридцати шести, после чего Яну тоже пришлось пасовать , и матушка разыграла гранд, который едва не продула.

Партийная номенклатура пасовала перед ним всякий раз и отступала, когда он грозил своей отставкой не только из-за комплекса чинопочитания, въевшегося в сознание аппаратчиков, но и из-за боязни остаться в случае его ухода один на один с обществом, взбудораженным перестройкой и утратившим почтение перед властью.

Первый вистующий должен пасовать , второй - вистовать один, тогда играющий берет 4 взятки, если вистуют оба - 9 взяток.

Сколько ни досадно было Крапчику выслушать такой ответ дочери, но он скрыл это и вообще за последнее время стал заметно пасовать перед Катрин, и не столько по любви и снисходительности к своему отпрыску, сколько потому, что отпрыск этот начал обнаруживать характер вряд ли не посердитей и не поупрямей папенькина, и при этом еще Крапчик не мог не принимать в расчет, что значительная часть состояния, на которое он, живя дурно с женою, не успел у нее выцарапать духовной, принадлежала Катрин, а не ему.

Там тоже один дуралей имел на руках козыри, но не пользовался ими, а все время откладывал самые маленькие карты в прикуп и пасовал .

По нашей системе это слабая заявка, на которую я определенно должен пасовать .

Собеседник пасовал , отступал, и вдруг Лаврентий Павлович ощутил почти потерянное, забытое чувство силы - он так любил прежде заставлять людей делать по его воле, желанию, капризу, и делать то, что совершенно противно их природе.

  • Окажите помощь в нужный момент
  • Встаньте плечом к плечу
  • Научите разбивать большую цель на множество маленьких
  • Позвольте ребенку похвастаться
  • Приз за упорство
  • Творите кумиров

Мы часто рассуждаем о пользе мотивации, однако, согласитесь, подвигнуться на новое дело гораздо проще, чем довести его до конца. Сколько раз вы начинали бегать по утрам? А сколько раз приступали к изучению иностранных языков, или пытались питаться правильно? Начинать легко - вы воодушевлены, впереди радужные перспективы… Но как трудно не отступить от первоначального плана, столкнувшись с первыми трудностями!

Учиться преодолению лучше всего в детстве, и ваша задача - научить ребенка справляться с проблемами. Мы подскажем, как это сделать!

Окажите помощь в нужный момент

Важно научить ребенка, как справляться с трудностями на примере конкретных приемов. Скажем, ваш малыш не может сладить с поделкой - дайте ему цветную бумагу вместо картона, подберите более крупную мозаику, найдите подходящий клей. Школьник не может найти материал для реферата в Интернете - подскажите, как пользоваться библиотекой (да, да, многие ученики о ней просто не вспоминают!). Выпускник нервничает перед ОГЭ - составьте вместе план подготовки…

Ваш жизненный опыт - бесценен!

Встаньте плечом к плечу

Иногда подсказать - мало. Что помогает вам худеть/бегать/учить французский? Вы наверняка знаете, что проще делать это, если вы не одни. Группы поддержки, коллективные занятия, где участники и тренер подбадривают друг друга, вот что помогает!

Вы можете стать для ребенка такой «группой поддержки»: худеть, учить немецкий, играть в футбол и рисовать акварелью вместе с ребенком.

Это, конечно, крайний вариант: все-таки у мамы и папы должна быть и своя жизнь, свои хобби; но иногда можно отставить свои проблемы в сторону и заняться делами ребенка наравне с ним.

Научите разбивать большую цель на множество маленьких

Чем меньше ребенок, тем страшнее и скучнее кажется ему большая задача. Книжка слишком толстая, чтобы ее прочитать; игрушек слишком много, чтобы все убрать; горшков с цветами аж пять штук, и это только в одной комнате - ну нереально их все полить!

Кодовое слово для вас: «сначала». Любую задачу, которая не вызывает энтузиазма у ребенка, нужно разбить на маленькие этапы, каждый из которых выполнить легко и приятно. Как только вы видите, что малыш отвлекся от процесса - сразу давайте ему очередную маленькую цель.

В качестве примера хочется напомнить о наших . Работа кажется такой масштабной, почти невыполнимой! Но огромная раскраска состоит из таких маленьких и симпатичных фрагментов, что руки сами тянутся к карандашам.

Позвольте ребенку похвастаться

Слава влечет всех, даже детсадовцев. Если хобби ребенка предусматривает публичные выступления, соревнования - отлично. Если он тихо клеит макеты замков из спичечных коробков или вышивает гладью - найдите способ устроить выставку его достижений (обратитесь к учителю или воспитателю детского сада), заведите для него профиль в соцсетях или даже создайте сайт-страничку. Наконец, подыщите ему единомышленников!

Приз за упорство

Сколько раз вы сами пользовались этим приемом? «Нет, я не буду наедаться на ночь, а пирожное, которому так одиноко в холодильнике, съем с утра…» «Если похудею на три килограмма, обязательно куплю себе вот ту симпатичную блузку!» Да хотя бы вот это: «Допишу статью и позволю себе чашечку кофе… с печенюшкой!»

С ребенком это тоже работает. Маленькие приятные поощрения - вот то, что подбодрит любой затормозивший процесс! Главное, не перегните палку.

Некоторые поощрения должны быть просто так, от любви; не стоит приучать ребенка к тому, что любое проявление вашей благосклонности он должен заслужить. Кстати, с мотивацией себя, любимой, это тоже работает!

Чтобы не превратиться в грубого манипулятора, делайте награду общей: «Вот приберемся и почитаем чудесную книжку с картинками!»

Творите кумиров

Биографии писателей, художников, спортсменов, прошедших через кризисы и сумевших воспрянуть духом, - вот то, что поддержит ребенка в трудные моменты.

Как они пережили тяжелые времена? Что помогло им справиться с неприятностями? Каких успехов достигли потом? Обсуждайте это с ребенком, ставьте героев в пример, находите общее в их судьбах. Смогли знаменитости, сможет и ваш ребенок!

Мы начали рассказывать о полезных приемах воспитания детей, но… они подходят и для самовоспитания, правда? Преодолевайте трудности сами и помогайте детям преодолевать их - вместе у вас все получится!

КОГДА 11 лет назад Владимир ГОЛОВАЧ возглавил колхоз имени Гастелло, переименованный позже в СПК «Свитязянка-2003», урожайность зерновых в хозяйстве составляла 27,1 центнера с гектара, картофеля - 118 центнеров с гектара, удой молока от коровы немногим более 2 тысяч килограммов, а среднесуточные привесы крупного рогатого скота не превышали 380 граммов. По производственным показателям хозяйство прочно обосновалось внизу районной сводки. Председатели менялись чуть ли не ежегодно. Люди месяцами не получали зарплату.

Владимир Головач сразу поставил перед коллективом амбициозную задачу: не только вытянуть колхоз из экономической трясины, но и сделать одним из лучших в районе. В то время многим это казалось нереальным. Но новый руководитель хозяйства сумел убедить людей, что если подходить к делу со знанием, по-хозяйски, трудиться с азартом и душой, все по силам. Он сумел сплотить их в работе на общий результат. И уже буквально через год увеличились надои и среднесуточные привесы, выросла урожайность. Как результат, в кассу потекли деньги, хозяйство постепенно стало выкарабкиваться из числа отстающих. В 2005 году «Свитязянку-2003» укрупнили за счет СПК «Воронча». Проблем к имеющимся сразу добавилось. Но не в характере Владимира Головача пасовать перед трудностями.

Трудовую деятельность он начал в 1977 году начальником производственного участка колхоза «Щара» Мостовского района, куда пришел после окончания Новогрудского сельскохозяйственного техникума и службы в армии. Позже трудился агрономом и главным агрономом в колхозе «Неман», на племзаводе «Кореличи» Кореличского района, заместителем директора по производству - в последнем хозяйстве. Перед избранием председателем правления колхоза имени Гастелло успел некоторое время поработать агрономом в управлении сельского хозяйства и продовольствия Кореличского райисполкома.

Кадры решают все. Об этом Владимир Головач никогда не забывает. И свою деятельность в должности директора колхоза он начал с подбора специалистов высшего и среднего звена, работников массовых профессий - животноводов, механизаторов, водителей. Со временем сплотил вокруг себя единомышленников, готовых решать самые сложные задачи.

В производстве ставку сделал на животноводство. А так как развивать эту отрасль сельского хозяйства без ввода в строй новых животноводческих помещений, внедрения новых технологий, укрепления кормовой базы невозможно, пристальное внимание уделил и этим вопросам.

Наиболее удачным для хозяйства выдался прошлый год. Темп роста валовой продукции в сравнении с 2011-м составил 116,1 процента, превысив запланированный уровень на 7,8 процента. Чистая прибыль по кооперативу - более 21 миллиарда рублей, а рентабельность - 57,6 процента. Уровень производства молока к предыдущему году составил 125 процентов. Удой молока от коровы - 6775 килограммов. Это на 624 килограмма больше показателя 2011 года. Среднесуточные привесы на доращивании и откорме крупного рогатого скота поднялись на 38 граммов и составили 754 грамма. С каждого гектара собрали по 50,9 центнера зерна. Прогресс, как говорится, налицо, если вспомнить производственные показатели кооператива десятилетней давности.

Сегодня животноводческая отрасль СПК «Свитязянка-2003» - это четыре молочно-товарные фермы и две - по доращиванию и откорму крупного рогатого скота. Все поголовье КРС - 3700. Из них 1400 - дойное стадо. Более половины коров сосредоточено на МТК «Райца-2», введенном в строй в прошлом году. Комплекс полностью укомплектован как дойным стадом, так и молодняком. Всего здесь содержится полторы тысячи животных. Трудятся на этом объекте 37 человек, в том числе семь операторов машинного доения коров - шесть основных и подменный.

Комплекс дал нам возможность сосредоточить скот по его физиологическому состоянию и продуктивности. Мы можем животных после растела раздаивать, производить трехразовое доение до 100 дней и давать определенную норму комбикормов, - рассказал главный зоотехник хозяйства Виктор Савко. - Для улучшения смешивания кормов приобретен самоходный кормораздатчик. В доильном зале установлено видеонаблюдение, что позволяет в случае отсутствия специалиста просмотреть технологию подготовки животных к доению. Видеонаблюдение ведется и в цехе сухостойных коров, что дает возможность контролировать процесс растела и выпаивания новорожденных телят молозивом.

Результатами производственной деятельности молочно-товарного комплекса главный зоотехник хозяйства в целом удовлетворен. Среднесуточный удой молока от коровы сегодня составляет 21 килограмм, а ежедневные привесы по телочкам до шестимесячного возраста - свыше килограмма. Старше полугода - более 900 граммов, что позволяет осеменять телок в возрасте 15 месяцев и к двум годам получать полноценную корову.

В нынешнем году в хозяйстве приступили к реконструкции МТФ «Литаровщина». Старые корпуса дополнят новые. Объект будет полностью роботизирован, а участие человека в процессе доения сведено до минимума. Это позволит снизить остроту кадровой проблемы. Первую очередь реконструированной МТФ планируется запустить в августе-сентябре, вторую - в 2014 году. Уже подобрано дойное стадо. На ферме не будет старых коров, а только животные в возрасте до трех лет, способные легче переносить стресс в связи с переходом на новую технологию доения. Заметим, аналогичных молочно-товарных объектов в Кореличском районе нет.

В ближайшей перспективе животноводы СПК «Свитязанка-2003» намерены надоить от каждой буренки по 7 тысяч килограммов молока. По мнению Виктора Савко, цифра вполне реальная. За три с половиной месяца прибавка в надоях от коровы в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составила 100 килограммов. Планируется повысить и качество молока, что также должно принести дополнительные финансовые поступления в кассу кооператива. По итогам первого квартала товарность молока в хозяйстве составила 93 процента. 55,7 процента его сдано на молокоперерабатывающее предприятие сортом «экстра». А на МТК «Райца-2» все молоко только «экстра».

Высокопродуктивный скот, хорошая кормовая база, а также ответственное отношение к делу работников кооператива лежат в основе поступательного развития животноводства в хозяйстве. Всего в животноводческой отрасли сельхозпредприятия работают около 100 человек. И, как везде, есть среди них лучшие. Это операторы машинного доения коров Мария Наумчик, Татьяна Лашук, Галина Гуцева; рабочие по уходу за телятами Елена Тавлуй, Светлана Уласевич, Михаил Мащенский, Виктор Нарчило, Лариса Санцевич, Лариса Хилевич.

В минувшем году в расчете на одну условную голову в кооперативе заготовили 51,1 центнера кормовых единиц фуража, в том числе травяных кормов - 32,8. Среди тех, кто обеспечил сытную зимовку скоту, механизаторы Александр Мурашко и Валерий Колесник, занимавшиеся скашиванием трав; Андрей Уласевич, работавший на прессовании сена и сенажа; Михаил Зайко - на ворошении трав; Николай Королько - на сгребании.

Примерно 20 процентов работников СПК - молодежь в возрасте до 31 года. В хозяйстве немало делается для закрепления молодых специалистов на селе. Активно ведется строительство жилья. К примеру, в 2010 году ключи от квартир получили семь семей, один дом заселили молодыми специалистами. В 2011 году был сдан в эксплуатацию четырехквартирный дом в агрогородке Райца, две квартиры в котором заняли молодые семьи, а две отдали под общежитие молодым специалистам. Успешно решаются и другие социально-бытовые вопросы. При вступлении молодого человека в брак хозяйство дарит молодоженам ценный подарок. При рождении ребенка выплачивается пять базовых величин. Молодым родителям кооператив возвращает половину суммы оплаты пребывания детей в детских дошкольных учреждениях. Кооператив за счет собственных средств готовит специалистов в учебных заведениях. Коллективным договором предусмотрено, что при условии заключения молодым специалистом договора на последующую работу в хозяйстве не менее чем на пять лет, кроме одной тарифной ставки первого разряда, в этот период ему доплачивается еще две за счет хозяйства. Специалистам, прибывшим на работу в СПК после отработки по направлению учебных заведений в других хозяйствах в течение двух лет (за исключением прибывших в порядке перевода от одного нанимателя к другому), доплачивается пять тарифных ставок первого разряда в течение трех лет после заключения договора. Молодым специалистам с высшим и средне-специальным образованием, прибывшим в хозяйство по распределению, при условии заключения договора на последующую работу в хозяйстве не менее чем на пять лет выдается заем в размере 200 базовых величин для собственных нужд.

Нельзя обойти стороной и такой факт. По итогам работы за 2012 год СПК «Свитязянка-2003» признан хозяйством высокой культуры животноводства и награжден переходящим призом имени Героя Социалистического Труда Т. В. Чубрик и денежной премией. Кооператив также стал победителем районного соревнования за достижение высоких показателей в экономическом развитии, а коллектив МТФ «Райца-1» признан победителем по производству мяса КРС. В октябре прошлого года председатель СПК Владимир Головач был награжден медалью «За трудовые заслуги». К слову, ранее председатель кооператива удостоился Благодарственного письма Президента Республики Беларусь и Почетной грамоты Гродненского областного исполнительного комитета. Как говорится, по труду и честь.

Геннадий ГИЛЬ, «БН»