Игра сибирских народов олени игроки договариваются нарисуй. Подвижные игры народов севера для старших дошкольников

ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА

Ловкий оленевод
Цель:
учить бросать мяч в вертикальную цель, соблюдать правила игры, развивать глазомер.
Правила игры: бросать мяч можно только с условного расстояния.
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м. от него. Поочерёдно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, у кого будет наибольшее число попаданий в оленя.
Рыбаки и рыбки
Цель:
упражнять в беге, развивать быстроту реакции.
Правила игры: ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны увёртываться от рыбаков. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
На полу лежит шнур в форме круга. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Белый шаман
Цель: учить детей соблюдать правила игры, развивать слуховое внимание.
Правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман – добрый человек, он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Ручейки и озёра
Цель: учить детей участвовать в играх с элементами соревнований, согласовывать свои движения с командой; развивать умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, справедливость.
Правила игры: в ручейках дети бегают друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала (или площадки) – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» - все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Отбивка оленей
Цель: приучать детей чётко выполнять правила игры; закреплять умение метать мяч в цель; поддерживать интерес к играм народов севера.
Правила игры: бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Метать мяч можно только с одного места.
Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три пастуха, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» - пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.
На новое стойбище
Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки детей; умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.
Правила игры: начинать движение надо в соответствии с сигналом.
Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новое стойбище». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего – это привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» - все должны построиться в прежней последовательности.
Каюр и собаки
Цель: учить согласовывать движения в команде; развивать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость.
Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолевать различные препятствия.
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.
Олени и пастухи
Цель: учить отражать в игре быт народов севера; упражнять в имитировании движений оленя.
Правила игры: бегать надо легко, увёртываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.
Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих (пастухи) стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них мауты - картонное кольцо или длинная верёвка с петлёй. Игроки - олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать веточки, которые дети держат в руках.
Куропатки и охотники
Цель: учить внимательно слушать команды, менять характер движений; учить сочетать замах с броском при броске мяча.
Правила игры: убегать и стрелять можно только по сигналу; мяч бросать только под ноги убегающих.
Все играющие – куропатки, трое из них охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят – бросают мяч в ноги. На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летят.
Солнце (хейро)
Цель: учить согласовывать движения в большом круге; воспитывать справедливость, честность.
Правила игры: все игроки увёртываются от солнца при его поворотах.
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставными шагами, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят «Хейро!». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется, вытягивает руки в стороны. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Льдинки, ветер и мороз
Цель: учить доводить начатую игру до конца; развивать слуховое внимание; воспитывать дружелюбие.
Правила игры: выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движение можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, лёгкий и быстрый бег, боковой галоп и т.д.
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят-
Дзинь, дзинь…
Делают хлопок на каждое слово, сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят «Дзинь, дзинь…» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Ловля оленей
Цель: упражнять в беге; учить соблюдать правила игры;
Правила игры: бегать надо легко; ловить оленей по сигналу; круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков; олени стараются не попадать в круг, но попав в круг – уже не вырываются.
Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Игры народов Дальнего Востока

Подвижная игра с вращающейся верёвкой

Подготовка к игре: длинная верёвка

Описание игры:

Из числа играющих назначаются учащиеся, которые будут вращать верёвку. Остальные участники по сигналу должны пробежать, через крутящуюся верёвку.

Правила игры:

Играющие, пробегая через вращающуюся верёвку не должны её задевать.

Вариант игры:

Учащиеся выполняют пробегание через вращающуюся верёвку различными способами: в парах, взявшись за руки; стоя спиной друг к другу; в тройках…

Подвижная игра «Оленьи упряжки»

Подготовка к игре: кегли, обручи, наглядно-оформительский материал – головной убор (рожки оленят)

Описание игры:

Играющие стоят по всему периметру зала, по двое (один изображает запряжённого оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок каюр ловит свою пару.

Правила игры:

Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант игры:

Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположной стороне площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажкам. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

Подвижная игра «Тройной прыжок»

Подготовка к игре: ровная спортивная площадка, мел

Описание игры:

В спортивном зале проводится черта, играющие становятся за неё. По очереди они прыгают от черты вперёд: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры:

Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Подвижная игра «Перетягивание каната»

Подготовка к игре: канат.

Описание игры:

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.

По сигналу учителя «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.

Правила игры:

Начинать перетягивание каната можно только по сигналу учителя. Команда, перешагнувшая черту, считается побеждённой.

Вариант игры:

Учащиеся выполняют перетягивание каната из различных исходных положений: сидя на полу, стоя спиной друг к другу…

Подвижная игра «Белый шаман»

Подготовка к игре: бубен

Описание игры:

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры:

Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

    Бурятские подвижные игры

Игра в лодыжки («Шагай) – бурятская игра

Игроки кладут на землю или стол в общую кучу, условленное количество лодыжек (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног) Играют 2 или более человека. Например, каждый игрок может выставить по 5 костей. Очередность в игре определяют по считалке или жеребьевке.

Первый игрок подбрасывает вверх одну лодыжку. И пока она летит (той же рукой) успевают взять лодыжку из кучи. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяется все сначала. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не поймает подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше всех лодыжек из общей кучи. Свой выигрыш игроки подсчитывают тогда, когда вся куча выбрана. Потом их снова складывают в общую кучу и игра повторяется.

Играть разрешается только одной рукой. В ходе игры запрещается менять руку или помогать другой рукой. Задание игры может усложняться (подкинутые

лодыжки ловят тыльной стороной ладони, берут лодыжки не с земли, а с коленей, и т.д.)

Игра прятание колечка - бурятская игра

(бэhэлигнюулга)

Играющие разбиваются на 2 группы, выбирается прячущийся. Ведущий прячет кольцо в руке у одного из играющих. После того, как кольцо спрятано, другая сторона отгадывает, у кого оно хранится. Если сторона, которая ищет кольцо, безошибочно нашла его, то она вправе потребовать от другой стороны исполнения песни. Чаще всего тот кто искал, не находит кольца. Свою вину он так же искупает песней. Иногда игра не прекращается даже тогда, когда спеты все песни. При проигрыше каждый раз сторона неудачница расплачивается выдачей одного заложника в противоположную группу. Большая убыль той или другой из сторон равнозначна проигрышу.

Юрта. (Тирмэ) - бурятская игра

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют.

«Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок»

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правило игры: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Иголка, нитка и узелок(Зун, ушахн, заншлоа) – бурятская игра

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку, узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг) то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правило игры: Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Верблюжонка верблюд ловит (Боитогонбуурашама) - бурятская игра

В игре участвуют 10-30 и более человек. Играют на небольшой площадке, размером 5х7 метров. Эти роли распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг. «Верблюжонок становится в круг, «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг игроки всячески препятствуют этому. Если «верблюду» все же удается прорваться, он пытается схватить «верблюжонка» Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают.

Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», то его заменяет кто-нибудь по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется вновь с новой парой.

Во время игры соблюдаются следующие правила: «Верблюд» может силой прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы. «Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его.

Ястреб и утки (нашан ба нугаhанхоер) - бурятская игра

Играют 10 и более человек на лужайке или площадке длиной 35-50 метров и шириной 10-15 м. 2-3 участника по желанию «утки», а один (особенно быстрый и ловкий) становится «ястребом». Чертят «Озеро» (круг). В 10-15 м от него второе. Все остальные играющие изображают заросли камыша. В 10-15 м от него от них располагаются «утки», а через следующие 10-15 м «ястреб» Когда все играющие займут свои места, «ястреб» издает громкий крик и устремляется к « уткам», чтобы поймать (осалить) их. Иногда он взмахивает руками, как крыльями. «Утки» спасаются среди «камышей», потом в «озере», где их осалить уже нельзя. «Утка», которую «ястреб» осалил выбывает из круга. Когда остальные утки спасутся в «озере», «ястреб» возвращается на исходную позицию.

То же самое делают «утки», и начинается следующий тур игры. Заканчивается игра, когда «ястребу» дают заранее ограниченный срок ловли «уток» в пределе 5-15 минут или 2-3 попытки.

Игроки, изображающие «камыши», могут раскачиваться всем туловищем, мешая «ястребу» догонять «уток», но при этом они не имеют права действовать руками или сходить с места. «Ястреб» может раздвигать «камыши» туловищем, но тоже без применения рук. «Утка» может сразу спасаться в «озере», но должна не реже, чем через раз, задерживаться в камышах, пока «ястреб» не попытается осалить ее здесь.

Ловля тарбаганов (тарбагашаалга) - бурятская игра

Все играющие – тарбаганы, один-волк. Тарбаганы очерчивают на земле две норки, которые расположены друг от друга на расстоянии 30-50 метров. «Волк» старается напасть на тарбаганов во время перебежек из одной «норки» в другую. Сидя в своей «норке» тарбаганы дразнят волка выкриками:

«Твоя нора, серый волк, грязная, земляная,

А наши норки золотые».

Это вызывает у волка еще большую ярость, и он стремиться отомстить им за непочтительность.

Сухарбанай - комплекс народных игр: стрельбу из лука, конные скачки, борьбу, состязания силачей.

Конные скачки-любимая спортивная игра бурят, бытующая у них с давних пор. Конные соревнования проходили по трем видам: скачки, бега иноходцев. Лошади для конно-спортивных состязаний ныне готовятся и подбираются заранее. Скаковые и рысистые лошади, как правило, выхолены и выдержаны для беговых целей. Наездники ежедневно проводят тренировку, преодолевая контрольные дистанции. На конных скачках забайкальских бурят до сих пор сохранились многие традиционные моменты. Народные певцы прославляют лошадь, одержавшую победу.

После конно-спортивных состязаний национальная бурятская борьба. Является самой популярной народной спортивной игрой. Раньше среди борцов не было весовых подразделений, и обладатель наименьшего веса в состязаниях с тяжеловесом надеялся не на силу, а на свою ловкость. В настоящее время введено четыре весовых категории. Борец, коснувшийся земли рукой, коленом или какой-нибудь другой частью тела, считался побежденным. Теперь победителем считается тот, кто положил противника на землю (свалил на спину, живот, бок или просто посадил его). При этом разрешен любой прием борьбы, кроме болевых. Этим самым была сохранена национальная особенность борьбы.

Борьба начинается с взаимного приветствия. Перед схваткой партнеры слегка раскачиваются с боку на бок, пристраиваясь к позиции друг друга. Затем, один нападает, а другой защищается. Каждый из соперников выбирает свою тактику.

Различают несколько приемов борьбы. Этот вид старинной спортивной народной игры является у бурят одной из самых увлекательных. Часто встречаются очень опытные мастера борьбы. На народных праздниках восторг зрителей бывает, неописуем, когда неизвестный борец возьмет верх над прославленным богатырем. Ведь победитель продемонстрировал неукротимую силу, отчаянную решимость, которые свойственны талантливым представителям бурятского народа.

Бурятский лук обладает высокими спортивными качествами. Он, имея большую упругость, выбрасывает стрелу на довольно далекое расстояние. Дистанция от места стрельбы до черты (зураахай), где расположены мишени, измеряются длиной 20-30 метров. Для каждого стрелка расставляют по 5 «суур». Иногда отмеряют две дистанции и два «зураахал», чтобы стрелки одновременно стреляли в две противоположные стороны (это в том случае, если стрелки разбиты на две соревнующиеся между собой команды). «Сууры» ставят на одной прямой линии. По обе стороны «зураахал», на расстоянии 2,4 –«.5 м проводится две параллельные борозды со срезанными краями. Каждый из соревнующихся стреляет 8 раз. Иногда порядок меняется в зависимости от местных традиций.

Заключение

Мы, дети, знакомясь с обычаями своих предков, с удовольствием играют в подвижные народные игры, чтим обычаи и традиции нашего народа, уважаем культуру других народов. Игра является составной частью народной культуры, питает душу и ум человека. Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих игр.

Используемая литература.

1. Сборник подвижных игр разных народов

2. Тугутов И.Е. «Игры в общественной жизни бурят»

Подбор материала и проведение: учитель физической культуры: Серёдкина О.А.

ОПИСАНИЕ СИБИРСКИХ НАРОДОВ

BESCHREIBUNG SIBIRISCHER VOELKER

[ГЛАВА 18]

|л. 124 | ОБ ОЛЕНЯХ

Большинство народов, которым условия их жизни и местностей, где они обитают, не позволяют заниматься скотоводством, вместо этого занимаются разведением домашних оленей.

К этим народам относятся лапландцы и а самоеды в Архангельском уезде, различные народы, смешанные под именем самоедов, в Березовском и Мангазейском уездах, юкагиры, чукчи и многие коряки в Якутском уезде, а также далеко и широко рассеянный по Енисейскому, Илимскому, Иркутскому и Якутскому уездам большой народ лесных тунгусов.

I: Тайгинцы, модоры, карагасы держат оленей, но понемногу-от 2-3 до 6. :I б

Конечно, нет сомнений в том, что домашние олени первоначально произошли от диких. Но нет сведений о том, чтобы в настоящее время эти народы приручали диких оленей. Более того, они, утверждают, что это невозможно, так как если даже поймать их совсем молодыми, /л. 124 об. / и воспитывать вместе с домашними, они все равно после того, как вырастут, убегут к диким.

I: Говорят, что многие неоднократно это пробовали, но напрасно. : I в Поэтому у народов существуют совершенно различные названия для домашних и диких оленей, как если бы это были два совершенно различных вида животных. Например:

дикий олень

домашний олень

по-тунгусски

Schokdscho 1

Oron г, 2

по-самоедски

Kedere 3

Туа д, 4

по-юкагирски

Legouf 5

Aatsche или Ulwe 6

по-корякски

Oellewet или Karngugui 7

Chojanga 8

Из всех сибирских народов богаче всех оленями юракские самоеды в Березовском и Мангазейском уездах и чукчи на крайней северо-восточной оконечности Сибири. Это примечательно потому, что эти народы не подчиняются русским. /л. 125 / У каждого из юраков и чукчей, говорят, имеются стада оленей численностью до 2-3 сотен и более голов.

Остальные народы не столь богаты, так как сибирские казаки и сборщики ясака в прежние времена, когда Сибирь не была еще в такой мере покрыта русскими поселениями, поддерживали свое существование преимущественно за счет оленей этих народов. А в таких северных местностях, где хлеб не растет, как, например, у самоедов е, юкагиров и коряков, они и сейчас еще большей частью для питания используют оленей. Между тем, в ведомстве Анадырского острога все же есть еще юкагиры и коряки, у которых имеются стада оленей в 100 голов и более. Говорят также, что среди охоцких и удских ж тунгусов есть также некоторые, имеющие довольно много оленей. Среди тунгусов в Енисейском /л. 125 об. / уезде лишь у немногих еще имеются олени. А у остальных тунгусов, как и у юкагиров на Яне, Индигирке, Алазее и Колыме чаще всего человек имеет 10-20 оленей.

Они используют этих оленей, чтобы перевозить свои хижины и иное имущество.

I: У некоторых юраков будто бы бывает до 2000-3000 оленей. Сразу после них по богатству оленями следуют тавгийские самоеды. Между ними также есть такие, кто имеет до 1000 оленей; обычное их число-50-100 и больше.

Они подвешивают самцу в табуне колокольчик и слышат, таким образом, если табун затерялся вдалеке, где именно он находится. Те, кто не может купить у русских железные или из желтой меди колокольчики, подвешивают вместо них деревянные погремушки. :I з

Народы, обитающие в местностях, где высокие горы и густые леса этому не препятствуют, как, например, самоеды и юкагиры, местожительство которых вдоль побережья Ледовитого моря представляет ровные торфяники, ездят на санях, в которые запрягают оленей. Тунгусы же и коряки, которые живут в густых лесах и в горах, пользуются оленями лишь для верховой езды, а свои вещи привязывают им по обе стороны на спины.

I: Самоеды ездят на оленях и зимой, и летом, запрягая их в сани. Они никогда не ездят на них верхом, не употребляют их и для перевозки грузов. Хотя летом езда на санях довольно затруднительна, они, однако, не хотят поступать иначе, потому что так привыкли. Они называют сани Choddo 9 . Эти сани-короткие и высокие, как у юкагиров. Кроме них они имеют еще сани иного рода, длиной в 1 1/2 сажени. Их они называют Irrega 10 . Русские нарты они называют тем же именем, потому что находят с ними сходство в длине. Однако самоедские Irrega несколько выше, чем нарты. Они используют сани Irrega, чтобы перевозить на них шесты для своих юрт; кроме того, они перевозят на них и нюки 11 для юрт. :I и /л. 126 /

Все они представляют оленям, как летом, так и зимой, самим добывать себе пропитание, никогда не собирая им в запас корм. А пищей как диким, так и домашним оленям служит белый мох, или лишайник, растущий частью на деревьях, частью на скалистых горах, частью также и на ровных торфяниках. Зимой они разгребают ногами снег, пока не дойдут до лишайника, что для них особенно легко сделать в горах, где они всегда становятся головой в сторону вершины и сгребают снег назад, то есть вниз по склону.

Но легче всего они находят себе пропитание там, где много лишайников растет на стволах деревьев.

От них они становятся очень жирными и, говорят, что когда их забивают, то у них и мясо сильно проросшее салом, и много нутряного сала. /л. 126 об. /

I: Лишайник по-тунгусски Leluekta 12 . Кроме него олени едят еще и мелкую траву или растение, которое зимой остается зеленым и которое называются у тунгусов Lawikta 13 . Что это за растение, я не смог узнать.

Олени также едят с большим аппетитом маленькую губку, которая растет в форме бокала и имеет ярко-красный цвет. Эта губка часто встречается в местностях по реке Лене.

Лишайник по-самоедски Jarra 14 . На Нижней Тунгуске черный мох- Lalbuka 15 , белый мох- Lawikta 16 . Последний едят только олени. :I к

Те народы, у которых большой л избыток оленей, как юраки и чукчи м, употребляют их также в пищу и забивают так же, как и рогатый скот.

I: Они забивают тех, на которых не ездят (неежалые олени, или каргины 17 ). Остальные самоеды, даже если они также богаты оленями, не забивают их, кроме случаев крайнего голода.

Самоеды в Березовском уезде забивают своих домашних оленей. :I н Но те, у которых всего лишь по 10-20 оленей, никогда их не забивают, разве только в случае крайнего голода, когда уже не могут прокормиться ничем иным.

У этих последних все олени обучены или для езды, или для перевозки грузов. У первых же имеется ровно столько обученных оленей, сколько им требуется для путешествий. Необученные олени в Анадырском дистрикте называются каргинами и это те, которых там используют для питания.

I: Оленей держат некоторые остяки в Сургутском уезде, живущие по рекам Тором-юган, Аган и Пим, и большая часть остяков, живущих в Березовском уезде, равно как и вогулы на Сосьве и Сыгве, а в особенности казымские остяки, и почти все обдорские остяки. :I о

Все народы, которые разводят оленей, кастрируют их, и оставляют в своих стадах лишь такое число самцов, которое считают необходимым для воспроизводства. I: Во всяком стаде, если даже в нем 100 голов, имеется лишь один самец. Больше самцов держать нельзя, потому что они из ревности сильно бьются между собой, так что нередко обе стороны после того остаются на месте. Так бывает, если встречаются два стада различных семейств. :I п

Тунгусы и самоеды р кастрируют оленей следующим образом: они /л. 127 / зубами вгрызаются в мошонку там, где она соединяется с телом, не нанося, однако, раны, пока не оборвут жилы, на которых висят яички. После этого они пальцами раздавливают и растирают внутреннее вещество яичек, в результате чего оно становятся совсем жидким и как бы превращается в воду. После этого яички сами собой высыхают, а мошонка совсем сморщивается. Олени от этого болеют лишь несколько дней, но никогда не дохнут.

Юкагиры кастрируют, перевязывая [мошонку] и вырезая [яички].

I: Остяки и самоеды в Березовском уезде называют Tinsjae, или Tinsjan 18 , веревку, которой они ловят своих домашних оленей. Она сделана петлей, которую набрасывают на рога оленя, когда его хотят поймать. Она состоит из с сплетенных ремней из толстой кожи оленей или белуг 19 . Эта веревка является у самоедов предметом особого почитания. Женщина т или девушка, у которой уже были месячные, не имеет права перешагивать через эту веревку. Если же она нечаянно это сделает, то они окуривают веревку у бобровой струей 20 , брошенной на уголья, и тогда она опять считается чистой. У остяков такого обычая нет. :I ф

Все народы держат большей частью самок, потому что они приносят им молодняк. Самка обычно приносит каждый год по олененку. Но я слышал также, что иногда в виде особого исключения они приносят и близнецов, и если это случается у охотских тунгусов, то считается у них плохим предзнаменованием. Тогда они будто бы сразу же после рождения убивают одного из них.

I: Самоеды также говорят, что это означает нечто плохое, но ни одного не убивают. Также и у простого народа среди русских в Сибири считается плохим предзнаменованием, если, например, корова приносит двух телят. :I х /л. 127 об. / Самок оленей также доят. I: Самоеды не доят. :I ц Хорошая оленуха дает за один раз 1/4 бутылки 21 молока. Они доят только один раз в сутки. Молоко густое и на нем сразу же отстаиваются густые сливки. Но из молока не изготовляют ни масла, ни простокваши, ни сыра, не потому, чтобы этого нельзя было сделать, а лишь потому, что у этих народов нет такого обыкновения. Молоко дается в свежем виде детям, и, говорят, оно очень питательно. Поэтому они всегда привязывают молодых оленят, чтобы они не высасывали молоко. У кого есть только 2 или 3 молочные оленухи, тот не доит, а оставляет все молоко оленятам. Да и тот, у кого много оленух, тот выдаивает у каждой лишь столько молока, сколько можно взять без ущерба для питания теленка. Остальное телята могут высасывать. /л. 128 /

Олени спариваются осенью, а потомство приносят весной.

У самки 4 соска.

Между дикими и домашними оленями, contra Scheff Lappon 22 , нет различий по величине.

Шеффер 23 говорит: домашние оленухи иногда спариваются с дикими оленями-самцами и тогда плод получается полудикий.

Я не получил этому подтверждений. Тунгусы говорят, что у них этого не бывает, потому что они в это время внимательно следят за оленухами и не выпускают их так далеко из виду. Домашние же олени-самцы во время гона нередко убегают к диким, но затем вскоре сами возвращаются. Иногда, впрочем, они убегают насовсем ч.

Оленей свободно отпускают в лес, чтобы они могли там добывать себе пропитание, а чтобы их легче было отыскать, каждой оленухе привязывается колокольчик. Они и сами возвращаются к юртам.

I: Олени не живут дольше 10-12 лет. Если их тогда не забить, то они издыхают сами собой.

Между оленями и лошадьми отмечается сильная антипатия, и они всегда очень боятся друг друга. Когда я осенью 1737 года находился в Киренском остроге на Лене, то однажды пригласил к себе два тунгусских семейства с их оленями, юртами и всем добром. А когда они не приехали в условленное время, я решил выехать им навстречу на санях. Но как только мои лошади завидели оленей, они стали покрываться пеной и вырываться изо всех сил. Олени также устремились в кустарник. Нужно было убрать обе стороны из виду друг у друга, и тогда они вновь успокоились.

Олени, как дикие, так и домашние, в лесистых местностях крупнее, чем в тундре. Первые также гораздо темнее по окраске. Белые олени-в тундре. В Мангазейском уезде дикие олени будто бы несколько крупнее домашних. :I ш /л. 128 об. /

В середине зимы у оленей отпадают рога, а весной отрастают снова. Вначале рога обтянуты тонкой шершавой кожей коричневого цвета. А во время жатвы хлебов (в конце июля или щ в августе) рога у них начинают сильно чесаться, и они трутся ими о деревья, пока кожа не сойдет. Тогда тунгусы и другие народы приходят здесь к своим домашним оленям на помощь природе и снимают им кожу с рогов; рога при этом сильно кровоточат.

У тунгусов на реке Лене хороший олень стоит 3 рубля. А у юкагиров и коряков в Анадырском дистрикте можно купить оленя менее чем за рубль, иногда даже и за полтинник.

I: Несколько лет назад (в 1734 и 1735 гг.) ъ в Верхоленском ведомстве у тамошних тунгусов пали почти все олени. Это была эпизоотия: олени по всему телу покрылись коростами и множеством мелких нарывов, из которых выходили маленькие белые червячки с черными головками. Это вызывало сильный зуд, и олени непрерывно терлись о деревья, так что стали совсем голыми. После этого и те олени, которые не подохли от этой болезни, в следующую зиму замерзли, так как потеряли шерсть. Говорят, что эти червячки вылезали из костей. Сейчас там богатым считается тот, у кого есть 1 или 2, или 3 ы оленя. Болезнь, или эпизоотия, продолжалась два года подряд, а до этого не было ни одного такого случая. :I /л. 129 /

Новорожденный олененок (пыжик 24)

по-модорски Chaimak
по-самоедски Nadoku 25

следующей осенью Tagu 26

следующим летом, или на второй год: самец-Korraku 27 ; самка – Sirriku 28

Kyschchatosch

на третий год он становится взрослым оленем-Tjae ь, 29

meinde э, 30

Олень-самец имеет у самоедов особое название- Katte 31 ; оленуха- djohadde 32

на четвертый год – uire ю
На 5-й год - Kalubude

По-тунгусски новорожденный олененок- Oengnakan 33 ; на следующую осень- Oewkan 34 ; на следующее лето: самец- Iktanna 35 , самка- Njaemi 36 ; на третье лето: самец – Njogerkanna 37 , самка- Njaemi, то есть мать; на четвертое лето: самец – Amarkanna 38 , самка-как указано выше; на пятое лето самец- Oettoep. На шестое лето он уже становится взрослым оленем, или Oron.

Таким же образом тунгусы имеют особые названия для лосей разного возраста 39:

[по-тунгусски]

по-татарски

молодой теленок лося

njaenang 40

dsjasch palasse

следующего года

ujengatschan

третьего года

Schutikan 41

Charamyk

четвертого года

Gankitschan 42 .

На четвертый год они уже называют его Bulan 43

На пятый год становится взрослым лосем, или Toki 44 .

Комментарии

1 . Эвенк. «согдё»-дикий олень (Мыреева 2004 . С. 511); тунг. «Schokdscho»-дикий олень (Г.Ф. Миллер: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 143. Л. 54 об.).

2 . Эвенк. «орон»-домашний олень (Болдырев 2000. Ч. 1. С. 474); тунг. «Oron»-домашний олень (Я.И. Линденау: ПФА РАН. Ф. 934, Оп. 1. Д. 89. Л. 432).

3 . Самоед. (енис.) «kede»-дикий олень (Schiefner 1855. S. 80); энец. «kedeh»-дикий олень (НЗС 2005. С. 494).

4 . Самоед. «ta», «tia»-олень (Schiefner 1855. S. 262); энец. «tia»-домашний олень (НЗС 2005. С. 494).

5 . Юкагир. «Legouf»-дикий олень (Г.Ф. Миллер: РГАДА. Ф. 199. Оп. 2. Портф. 513. Д. 13. Л. 21 об.).

6 . Юкагир. «Aatsche» или «Ilwe» -домашний олень (Г.Ф. Миллер: РГАДА. Ф. 199. Оп. 2. Портф. 513. Д. 13. Л. 21 об.); юкагир. «илэ(н)»-олень (Курилов 2001. С. 93).

7 . Коряк. «Lugaki» ("сидячие" коряки, западная Камчатка, по С.П. Крашенинникову), «Alugulu» ("оленные" коряки, по С.П. Крашенинникову), «Karngugui» (по Г.Ф. Миллеру) или «Oellewet» (р. Колыма, по Г.Ф. Миллеру)-дикий олень (все примеры у Г.Ф. Миллера: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 96, Л. 38 об.-39); коряк. (из различных источников и местностей) «liigaki», «alugulu», «kamgugui», «oellewet» -дикий олень (Radloff 1861. S. 46).

8 . Коряк. «Kojanga» ("сидячие" коряки, западная Камчатка, по С.П. Крашенинникову), «Jawakul» ("оленные" коряки, по С.П. Крашенинникову), «Chojanga» (по Г.Ф. Миллеру) или «Chojanga» (р. Колыма, по Г.Ф. Миллеру)-домашний олень (все примеры у Г.Ф. Миллера: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 96. Л. 38 об.-39); коряк. (из различных источников и местностей) «xojanja», «koianga», «jawakal», «xojanga»-домашний олень (Radloff 1861. S. 46).

9 . Самоед. «koddo», «ihoggo»-сани, «iroggo»-санки (Schiefner 1855. S. 272).

10 . См. прим. 9; энец. «ирог»- грузовые нарты (НЗС. 2005. С. 502).

11 . Нюки-см. Глоссарий.

12 . Эвенк. «лэлуктэ»-лишайник, мох (на деревьях) (Болдырев 2000. Ч. 1. С. 336); эвенк. «лолукта» или «лелукта» -мох на деревьях (Мыреева 2004. С. 340).

13 . Эвенк. «лавукта», «лабикта», «лавикта», «ловукта» или «лэвуктэ»-ягель, олений мох (Мыреева 2004. С. 332; Pawlowski 1952. S. 1768); «Lichen rangiferinus L. T. Lawikta» (Georgi 1775. S. 240); «Laukta»-белый мох (Messerschmidt 1962-1977. Teil 2. S. 90); «Олени зимой и летом питаются мхом, растущим на горах, а не тем, что находится на болотах. Мох на горах сладкий и называется [у тунгусов по побережью Охотского моря близ Удского острога] Laukta» (Я.И. Линденау: ПФА РАН. Ф. 934. Оп. 1. Д. 89. Л. 378).

14 . Ср. самоед. «nara»-мох (Schiefner 1855. S. 253).

15 . Эвенк. «лалбука», «лалбукта» или «лалбэка»-1) мох, 2) дерн, 3) кукушкин лен (зеленый мох) (Мыреева 2004. С. 332-333); тунг. «Lalbocha»-рус. кукушкин лен (Georgi 1775. S. 238).

16 . См. прим. 13.

17 . Каргины (в ед. ч. каргин)- домашние олени, предназначенные для забоя, необученные и не используемые для езды. См.: Аникин 2000. С. 267-268.

18 . Самоед.-юрак. «tynde" », «tynse" », «tinde" »-олений аркан (Schiefner 1855. S. 26); самоед. (пустозерские ненцы) «Tynse»-веревка (Donner 1932. S. 45, по И. Клапроту).

19 . Белуга (белуха) (Delphinapterus leucas) -морское млекопитающее семейства нарваловых отряда китообразных. Длина тела до 6,5 м, масса до 2 т. Обитает в арктических морях, а также на севере Тихого океана в Беринговом и Охотском морях.

20 . Бобровая струя-см. Глоссарий.

21 . Бутылка-мера объема жидкостей, равная в Бремене 0,2 литра, в Амстердаме-0,25 литра (по: Pierer 1857-1865. Bd. 3. S. 153; Bd. 11. S. 128).

22 . Лат.-вопреки «Лапландцам» Шеффера; Scheffer 1673. P. 338 (Глава 29 «De Quadrupedibus Lapponiae Feris». P. 336-347): «Cervis jungi possent rangiferi sylvestres,quorum numerus est ingens per Lapponiam. Verum quia nihil differunt a Domesticis, nisi sola magnitudine, quae in eis major, & colore, qui est nigrior, idcirco ne de iis quidem amplius quid addimus»; Scheffer 1675. S. 381-382 (Глава 29 «Von den vierfuessigen wilden Thieren der Lappen«. S. 379-392): «Zu den Hirschen kan man die wilden Reenthier fuegen so in grosser Menge durch Lappland sich sehen lassen. Weil selbe aber auch nicht viel von den zahmen als nur an der Groesse so an ihnen etwas mercklicher und an der Farbe etwas schwaerzer faelt unterschieden wollen wir selbe auch mit Stillschweigen uebergehen».

23 . Scheffer 1673. P. 328 (Глава 28 «De Quadrupedibus Lapponiae Domesticis». P. 321-336): «ferarum capiendarum causa domesticas feminas Lappones exponere eo tempore, quo veneri dant operam. Ira fit, ut quandoque feminae concipiant, tertiumque illud genus edant, quod Lappones peculiari voce kattaigiar vel Peurach appellant, majus caeteris, ac robustius, & ideo ducendis trahis maxime accomodatum.»; Scheffer 1675, S. 371 (Глава 28 «Von den vierfussigen zahmen Thieren der Lappen«. S. 363-379): «Sie pflegen die zahmen Reenthier Weiblein zu der Zeit da sie in der Brunft die Wilden solchergestalt zu fangen in die Waelder zu lassen. Also geschiehet es dass diese Weiblein bissweilen empfangen und die gedachte dritte Art werffen so die Lappen mit einem besonderen Worte Kattaigiar oder Peurach nennen so groesser und staercker ist wie andere und daher fuer die Schlitten sehr bequaem».

24 . Пыжик-см. прим. 75 к гл. 7.

25 . Самоед. олений теленок большой-«tagu»; маленький-«tadi», «tadiku», «nadi», «nadiku» (Schiefner 1855. S. 263).

26 . См. прим. 25.

27 . Ср. самоед. «kuba», «kura», «korai-ati»-нехолощеный олень (Schiefner 1855. S. 263)

28 . Ср. самоед. «hyr», «syr», «syr»-корова (Schiefner 1855. S. 244).

29 . См. прим. 4.

30 . Тайг. «meinde», карагас. «meinde», матор. «kirmnasse» -дикий олень (Helimski 1987. S. 67, по Г.Ф. Миллеру); карагас. «myinde»-олень (Там же. S. 91, по П.С. Палласу); тайг. «Meuinde»-дикий олень (И.Г. Гмелин: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 73. Л. 283 об.-284).

31 . Самоед. (енис.) «kate"o», «kate"e» олень-бык (Schiefner 1855. S. 79)

32 . Самоед. (енис.) «johori», «johodi»-самка оленя (Schiefner 1855. S. 83)

33 . Эвенк. «эннэкан» или «эмнэкэн»-теленок оленя до года (Мыреева 2004. С. 777); «Олень [у удских тунгусов] называется Oron, самец-Giluka, самка-Niaemi, а олененок- Oengnikan» (Линденау 1983. С. 83); «Ступени и различные наименования оленят [у удских тунгусов]: на первый год Ewkan или Enekan, на второй год-Itanae, на третий-Nioorkan, на четвертый-Amarkan, на пятый-Muttun, а также Multun; после этого они носят имена: бык Giluka, а самка-Niaemi» (Я.И. Линденау: ПФА РАН. Ф. 934. Оп. 1.Д. 89. Л. 380).

34 . Эвенк. «эвкан»-олень около двух лет (Мыреева 2004. С. 752).

35 . Эвенк. «иктэнэ»-1) олень-бык двух-трех лет, 2) лось трех лет (Мыреева 2004. С. 234).

36 . Эвенк. «нями»-1) важенка, самка домашнего оленя, 2) самка дикого оленя (Мыреева 2004. С. 438).

37 . Эвенк. «нёгаркан», «наркан» или «нёркана»-четырехгодовалый бык-олень (Мыреева 2004. С. 421).

38 . Эвенк. «амаркан»-олень-бык от пяти лет и старше (Мыреева 2004. С. 40).

39 . «Телята лосей называются [у тунгусов]: на первый год Nergutschan, на второй-Tschirap, на третий- Siudiaekan, на четвертый-GanKatschan, на пятый-Mottu, на шестой-Anam, а после этого-Toki.» (Я.И. Линденау: ПФА РАН. Ф. 934. Оп. 1. Д. 89. Л. 380).

40 . Эвенк. «нынан»-годовалый лось (Мыреева 2004. С. 405).

41 . См. прим. 39.

42 . См. прим. 39.

43 . Кач. «Bulan», камас. «Bulan» -лось (И.Г. Гмелин: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 73. Л. 283 об.-284); кач., телеут. и татар. (томск., тобол. и казан.) «bulan" »-лось (И.Э. Фишер: ПФА РАН. Р. III. Оп. 1. Д. 135. Л. 55 об.-56); татар. (кузнец.) и кач. «Bulan»- лось (Г.Ф. Миллер: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 143. Л. 40 об., 65 об.); татар. (казан.) «Bulan»-лось (Muller 1759b. S. 394).

44 . Эвенк. «токи»-лось (Мыреева 2004. С. 608).

Разночтения

а . Союз и написан над строкой.

б . От Тайгинцы, модоры до понемногу-от 2-3 до 6 написано на правом поле л. 124.

в . Говорят, что многие неоднократно это пробовали, но напрасно написано на правом поле л. 124 об.

д . по-самоедски Kedere Tya написано поверх зачеркнутого по-корякски [дикий олень] Chojanga, [домашний олень] Ollewet или Karngugui.

е . самоедов написано над строкой.

ж . и удских написано над строкой.

з . От У некоторых юраков до деревянные погремушки написано на правом поле л. 125.

и . От Самоеды ездят до нюки для юрт написано на правом поле л. 125 об.

к . От Лишайник по-тунгусски до только олени написано на правом поле л. 126.

л . большой написано над строкой.

м . как юраки и чукчи

н . От Они забивают до домашних оленей написано на правом поле л. 126 об.

о . От Оленей держат до обдорские остяки

п . От Во всяком стаде до различных семейств написано на правом поле л. 126 об. вместо зачеркнутого в основном тексте В маленьком стаде из 10-20 оленей есть только один самец.

р . и самоеды написано над строкой.

т . Перед Женщина зачеркнуто недописанное слово, предположительно, Verh (замужняя).

у . веревку написано поверх зачеркнутого ремень.

ф . От Остяки и самоеды до такого обычая нет написано на правом поле л. 127.

х . От Самоеды также говорят до двух телят написано на правом поле л. 127.

ц . Самоеды не доят написано на правом поле л. 127 об.

ч . Иногда, впрочем, они убегают насовсем написано между строк .

ш . От Олени не живут дольше до крупнее домашних написано на правом поле л. 128 .

щ . в конце июля или написано над строкой .

ъ . (в 1734 и 1735 гг.) написано над строкой.

ы . или 3 написано над строкой.

ь . Tja написано поверх зачеркнутого nemlich Man (а именно, самец).

э . meinde в ркп исправлено из [нрзб].

ю . uire написано под зачеркнутым Kalubude.

Изображения с территорий Енисея и Казахстана

Огромные антропоморфные фигуры наскального искусства встречаются главным образом на Енисее и на территории Казахстана. Великаны на изображениях не одиноки, они сражаются с маленькими людьми. Как правило, у народов мира мифологический образ великанов трансформировался от «творцов» в «чудовищ и вредителей», которых побеждают эпические герои-богатыри. Тому множество примеров из мифологии селькупов, ненцев и других сибирских народов. Возможно, великаны олицетворяли собой мощные сил природы, которые способны разрушать горы, выводить реки из берегов, как это и делали исполины в мифах. Такие сюжеты встречаются часто на территории Енисея, в Хакасии и Средней Азии.

Олень со знаками на теле

Изображения оленей с орнаментом с территорий Хабаровского края


Олень - это один из частых сюжетов наскальных изображений, однако существуют и особые рисунки оленей с телами, изрисованными орнаментом. Такие рисунки оленей встречаются в разных местах России, но чаще на Енисее и Алтае. На вопрос, зачем древние люди так украшали животных на своих каменных полотнах, есть несколько ответов. Орнаменты енисейских оленей позволяют высказать предположение, что так древние люди представляли себе образ космического оленя, а его завитки являются небесными знаками солнца. Нередко древние художники таким образом подчеркивали формы разных частей тела животного, его мускулатуру. Есть гипотеза, что это своеобразная манера расчленения тела. Миф о космическом олене встречается у многих народов. Например, хетты, древние жители Малой Азии, почитали оленьего бога по имени Рунда как покровителя охоты и леса. Также широко почитаем олень у урало-сибирских народов - и даже у венгров упоминается солнечный олень с тысячью рогов и космическими знаками на теле.

Прародительницы

Изображения матерей-прародительниц с территорий Монголии, Алтая и Енисея


Среди многих антропоморфных наскальных изображений выделяются фигуры с руками, поднятыми к небу, и нижними частями, похожими по форме на юбки. Этот образ встречают по всей Евразии. В нашей стране такие изображения можно обнаружить в Туве, на Алтае, на Енисее и на Кавказе. Образ женщины-прародительницы является общечеловеческим сюжетом. Вероятно, первоначальный материнский род первобытного общества обусловил распространение в древности разных культов Богинь-матерей.

Солнцеголовые

Антропоморфные фигуры с территорий Хакасии и Енисея


Антропоморфные фигуры, головы которых походят своими очертаниями на небесные светила, встречаются редко. Наибольшее их число находится в Киргизии, но встречаются такие и на Алтае, где они выбиты, выгравированы и нанесены минеральной краской. Вероятно, нимб, который окружает голову солнцеголовых, является короной из перьев, но это лишь теория, потому что точки, окружающие лучи, явно не являются концами перьев. Напомним, что у древнеегипетского иероглифа, выглядящего как диск с точками, значение «сиять», а тибетско-монгольский сакральный термин «харизма» связан с сиянием в виде нимба. В России солнцеголовые встречаются в Хакасии, на Енисее и Алтае.

Живой череп

Различные изображения личин с территорий Китая и России


Уникальные наскальные рисунки находятся на территориях Амура и Уссури. Личины - условные изображения лиц, черепов или масок. На месте носа у них треугольный провал, а на месте рта - забор из зубов.
По всей вероятности, живые черепа связаны с культами предков. Например, известны случаи, когда на местах древнейших захоронений находили лишь черепа умерших. О черепах или отрубленных головах, которые живут сами по себе, говорится в мифах многих народов.

Люди-грибы

Человекомухоморы из Чукотки


Издавна люди знали о растениях, употребление которых вызывает наркотический эффект. Среди многих священных действий коренных народов Сибири распространено ритуальное поедание мухоморов, которые вызывают искусственные психозы. Возможно, поэтому в Сибири есть наскальные рисунки людей с головами грибообразной формы и ногами, подобными ножке гриба. В некоторых случаях шляпка бывает двойной или тройной, по бокам существ изображены косы или подвески - из этого можно сделать вывод о женском поле существ. Некоторые фигурки представлены в танцующих позах. Чаще всего люди-грибы встречаются на Чукотке, Енисее и Камчатке.

Космическая погоня

Хищник Среднего Енисея


Огромное количество изображений солнца, луны и звезд говорит о широкой системе солярных культов жителей древней Евразии. Солнце изображали так, как видели, в виде диска или круга с лучами, иногда окруженного зубцами вокруг. Большое обилие солярных знаков отмечено на скалах Балабинских утесов Урала и в урочище Чувал-Хвараб в горном Дагестане. Символ солнца входит в состав многих композиций, которые иллюстрирует миф об умирающем и воскресающем солнце, о борьбе света и тьмы, о вечной космической погоне. В регионе Западной Сибири существо, которое вечно хочет поглотить солнце и весь остальной мир, выглядит как медведь. Солнце постоянно ускользает от лап фантастического хищника, так же как день возрождается после ночи, лето после зимы. Древний рисунок на Среднем Енисее показывает злого хищника, который направляется с широкой пастью к солнцу, а на его туловище находятся четыре круга и три диска - то есть семь уже проглоченных солнц.

Е.Г.Дэвлет, М.А.Дэвлет «Мифы в камне. Мир наскального искусства России»

А.А.Формозов «Памятники первобытного искусства на территории СССР»

А.Д.Столяр «Происхождение изобразительного искусства»

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве. Передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Дети изображают рога оленей, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками. Олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен. «Олени» убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют.

«Каюр и собаки». На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр.

Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Варианты усложнений. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура.

Можно предложить играющим преодолевать различные препятствия…

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной кругом площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры . Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее количество игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на одно колено и ритмично бьёт в бубен. Затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.