Международный клуб нумизматов. Монетный двор вагита алекперова

В экспозиции отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей, начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова, такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.

Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея – известного ученого, деятеля культуры XX в. И. С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века С. В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П. М. Третьякова; коллекция русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века ленинградского профессора А. Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века полковника ветеринарной службы Е. С. Степанова.

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева и других художников.

В кулуарах московских нумизматических аукционов давно поговаривали, будто президент «Лукойла» владеет едва ли не лучшей в России коллекцией монет. Насколько она велика и что там имеется, не было известно до октября 2015 года, когда Вагит Алекперов открыл в Москве, в отреставрированном особняке в районе Арбата свой Музей нумизматики. В экспозиции более 700 монет: Древняя Греция, Римская империя, Византия, средневековая Европа, Российская империя, РСФСР и СССР. Это лишь четвертая часть коллекции Алекперова, но вполне представительная. Самая старая монета в музее — золотая гекта города Фокея 480-450 годов до н. э. (по данным Forbes, куплена в 2012 году на аукционе Nomos за 12 500 швейцарских франков, или $13 500). Самая молодая — серебряные 20 копеек 1931 года (не менее $7000). Наименее ценная монета — 20 копеек 1922 года в идеальном состоянии (примерно $1000). Самая дорогая — платиновые 12 рублей 1844 года (куплены в 2013 году на аукционе Maison Palombo за 380 000 швейцарских франков, или $410 000).

«В монетах есть история. В каждой из них сосредоточена, наверное, целая эпоха, — объясняет хозяин коллекции. — Это материал, не подверженный влиянию времени. Особенно если это благородный материал».

На одном из стендов красуется крохотная — всего полграмма — золотая копейка Смутного времени с именем Владислава Жигимонтовича. Московские бояре призвали на русский престол польского королевича Владислава и присягнули ему в августе 1610 года. Избранный царь в Москве не появился, зато там разместилось иноземное войско. Золотые копейки (каждая равнялась 10 серебряным) чеканились для выплаты жалованья офицерам и солдатам. Но Смута продолжалась, казна скудела, в монету обращалась церковная утварь и золото с «государева наряда». Поляки были изгнаны из Москвы в октябре 1612 года ополчением князя Пожарского. Золотых копеек Владислава Жигимонтовича уцелело очень мало, они крайне редко попадаются в кладах. На аукционе «Монеты и медали» в 2010 году такая копейка ушла за 175 000 рублей.

Другой стенд, почти три столетия вперед: золотой империал 1896 года в состоянии proof (полированный чекан). В первые годы царствования Николая II золотые монеты для обращения не чеканились. Правительство Витте готовило реформу, которая должна была устранить сложившуюся диспропорцию ценности кредитного и золотого рубля и жестко привязать бумажный рубль к золоту. Госбанк создал золотой запас, соответствующий сумме кредитных билетов в обращении с учетом запланированной девальвации, и в 1897 году началась чеканка новых золотых — в полтора раза легче прежних. Десятирублевки с надписью «империал» и в старом весе выпускались в 1895-1897 годах по высочайшему заказу для подарков (по 125 штук в год). Уже в начале XX века они считались нумизматической редкостью. Аукционная цена империала 1896 года proof — $175 000-185 000.

«История коллекции началась с монет Российской империи, а точнее, с золотых монет, — рассказывает Алекперов. — Это направление представлялось мне самым интересным. Даже рядовые монеты по этой тематике было непросто собрать, поскольку для коллекции отбирались только лучшие по сохранности экземпляры. Постепенно сфера моих интересов расширилась, и я принял решение пополнять коллекцию золотыми античными монетами. Серебряные монеты советского периода представлены для формирования более полной картины, это же относится и к европейским талерам».

Золотых монет царской России в музее 125. Начало регулярному выпуску золотых денег положил Петр I, приказав в 1701 году чеканить червонцы — монеты в весе европейского дуката. Месторождений драгоценного металла в России еще не разведали, казна закупала через Сибирь китайское золото, тиражи червонцев потому были невелики — несколько тысяч в год. В коллекции Алекперова есть экземпляр первого червонца (аукционная стоимость не менее $50 000). Но более ценен червонец 1711 года: двуглавый орел держит четыре Андреевских флага, символизирующих господство над Азовским, Балтийским, Белым и Каспийским морями. Правда, до присоединения Прибалтики тогда еще было далеко, а выход к Азовскому морю Россия в том году потеряла в неудачной войне с Турцией. Возможно, потому золотые с таким вариантом герба больше не чеканились. Червонец 1711 года, принадлежащий главе «Лукойла», куплен в 2011 году на Sincona за 75 000 швейцарских франков (около $85 000).

Уроженец Баку, Вагит Алекперов вспоминает, как в детстве постоянно что-то собирал — марки, спичечные коробки, винные наклейки. Когда учился в средней школе, соседка по дому подарила ему кипу дореволюционных ценных бумаг, хранившихся в семье. Отсюда, говорит миллиардер, и началась его любовь к истории денег и монетам, длящаяся уже более 50 лет. «Конечно, в разное время финансовые возможности разные были, — замечает он. — Но коллекция формировалась всегда. Работая в Западной Сибири, я иногда приезжал в Москву и бывал на Таганке [неформальное место сбора коллекционеров у магазина «Нумизмат». — Forbes]. Там покупал монеты. Это был конец 1970-х, когда я уже хорошо зарабатывал и имел возможность приобретать».

Времена походов по «толкучкам» давным-давно прошли. По словам Алекперова, у него работает группа экспертов, следящая за нумизматическим рынком, российским и международным. «Главный фактор — насколько монета дополняет коллекцию. У меня как коллекционера, конечно, есть свои пристрастия, и именно это играет важнейшую роль в принятии решения о покупке той или иной монеты», — объясняет он.

По теме царской России исключение сделано для платины. Российская империя была единственной страной, выпускавшей платиновые деньги для обращения, — позволяли богатые, сравнительно легкие для добычи россыпи Урала и придуманный инженером Соболевским удобный способ получения ковкой платины. Платиновые трехрублевки чеканились с 1828 по 1845 год десятками и сотнями тысяч штук, монеты номиналом 6 и 12 рублей — тысячами. Но в какие-то годы выпуск ограничивался одной-тремя сотнями и даже единичными экземплярами — для продажи состоятельным коллекционерам. Например, шестирублевок в 1836 году было сделано всего одиннадцать. На аукционах они, само собой, появляются нечасто и неизменно растут в цене. У главы «Лукойла» имеется такая монета в состоянии proof — она выставлялась в марте 2013 года на Kuenker и была продана за €150 000 при эстимейте €24 000.

«У меня есть три платиновые монеты, абсолютно случайно приобретенные шесть лет назад. Они очень ценные, таких всего по два экземпляра», — гордится Вагит Алекперов. Упоминая об этом комплекте 1839 года, он чуть ошибается. Трехрублевок тогда отчеканили шесть штук, а шести- и двенадцатирублевок — действительно, по две штуки. Один платиновый комплект 1839 года хранится в Эрмитаже. Другой, насколько известно Forbes, некогда принадлежал российскому финансисту, купившему монеты в 2001 году на аукционе банка UBS за $150 000. По всей видимости, этот комплект и перешел в собственность Алекперова. Сколько он может стоить сейчас? По мнению Игоря Лаврука, гендиректора фирмы «Монеты и медали», — около $1 млн.

«Каждый коллекционер — это эгоист, — признается Вагит Алекперов. — Он любит свою коллекцию. Мне всегда нравилось перекладывать монеты с одного места на другое. Я могу заниматься этим часами. Но я считаю, что если ты собрал красивые вещи, то их должны видеть люди. Мой музей будет открыт для свободного посещения. Создадим здесь клуб нумизматов. Я уверен, что он сможет эффективно функционировать, потому что членские взносы будут минимальные. Будем проводить лекции, обмениваться информацией, переиздавать литературу. Вы знаете меня — когда я за дело берусь, никогда не останавливаюсь на полпути, все довожу до логического завершения. К сожалению, мой сын не перенял от меня любовь к монетам, поэтому музей и нумизматический клуб не будет поддержан правом наследования. Будет создана система, которая позволит музею и клубу функционировать долгие годы и после меня».

Лет пять тому назад, вспоминает миллиардер, он увлекся античными монетами: «За ними тысячелетия. Мы историю Древнего Рима во многом знаем по монетам, которые тогда выпускались». Парадокс, но золото Древней Греции и Римской империи стоит не дороже, а иногда дешевле редких монет XIX-XX веков. Нумизматический рынок — абсолютное воплощение закона спроса и предложения. Цена монеты определяется не ее возрастом, типом металла и художественными достоинствами (хотя все это имеет значение), а числом и платежеспособностью собирателей, увлеченных конкретной темой. Античные монеты очень разнообразны, для коллекционирования требуется масса специальных знаний, потому и спрос на них иной, чем на монеты последних столетий, более понятные во всех отношениях.

В музее Алекперова представлены 226 древнегреческих и римских монет. Среди них — прижизненная ¼ статера Александра Македонского, отчеканенная в городе Сарды. Состояние — uncirculated. Монета приобретена в 2013 году на аукционе Sincona за 5000 швейцарских франков (примерно $5200). Это цена, сопоставимая со стоимостью некоторых советских монет, интерес к которым за последнее время сильно вырос. Для сравнения: в экспозиции музея есть серебряные 20 копеек 1931 года без следов обращения — состояние «превосходное». На торгах фирмы «Монеты и медали» в 2011 году аналогичный двугривенный, но в состоянии «очень хорошее» продан за 200 000 рублей (около $7300). Чем примечательна такая монета? 1931-й — последний год существования серебряных денег в СССР. Выпуск серебряных монет не прекращался, пока не была налажена чеканка медно-никелевых. Некоторое количество серебра ушло в оборот (и потом изымалось), остальная часть тиража 1931 года пошла на переплавку.

Но серебро в коллекции Вагита Алекперова — исключение, подтверждающее правило. «Мне интересно собрать такую коллекцию, которая представит историю развития чеканки в России и мире, — раскрывает свою цель бизнесмен-нумизмат. — Поскольку это крайне амбициозная задача, я пока ограничиваю себя золотыми монетами».

7 октября 2015 года в Большом Афанасьевском переулке в Москве открылся «Международный нумизматический клуб» с экспозиционным музейным залом. Расположен музей в отреставрированном историческом здании палат Зиновьевых-Юсуповых, построенных в XVII веке.

Музей МНК создан по инициативе Вагита Алекперова, Президента ПАО «ЛУКОЙЛ». Экспозиция музея полностью сформирована на основе личной коллекции В.Ю. Алекперова.

Музей МНК осуществляет тесное взаимодействие с научным и музейным сообществом и поддерживает исследования в области нумизматики.

Музей МНК является членом авторитетнейших российских и международных организаций:
- Союз музеев России
- International Council of Museums, ICOM (Международный совет музеев)
- International Numismatic Council, INC (Международный нумизматический Совет)

Основные цели деятельности музея:

  • способствовать развитию и популяризации нумизматики;
  • придать новый импульс для развития интереса к отечественной и всемирной истории;
  • способствовать развитию частного музейного дела.

В связи с этим, в стенах музея планируется устраивать тематические выставки как государственных, так и частных собраний; проводить конференции, лекции.

Музей оборудован современным интерактивным оборудованием. На планшетах можно посмотреть описания монет; рассмотреть изображения лицевой и оборотной сторон монет, сфотографированных в отличном качестве и с высоким разрешением. По каждой витрине дается дополнительная информация об эпохе, событиях и личностях.

О здании

Палаты Зиновьевых-Юсуповых, находящиеся в Большом Афанасьевском переулке, - это старейший дом района, единственные большие каменные палаты XVII века к северу от Пречистенки. Даже то, что его фасад выдается за красную линию переулка говорит о том, что стоит он тут очень давно и имеет долгую историю.

В 1685 году стольник П. Зиновьев выстроил здесь каменные палаты и потом более ста лет владельцами дома были представители дворянского рода Зиновьевых. Одной из них была жена петровского гардемарина и московского губернатора князя Бориса Юсупова Ирина Михайловна. В конце XVIII века дом перешел во владение к прадеду Льва Николаевича Толстого графу Андрею Ивановичу Толстому. Последним владельцем этого дома до революции был брат жены Льва Толстого Александр Андреевич Берс - действительный статский советник, Орловский вице-губернатор.

В 2010 году была начата реставрация здания, оконченная в начале 2012 года. За эту работу Центр традиционной культуры «Преображенское» (руководитель проекта - архитектор Татьяна Борисова) получил премию конкурса «Московская реставрация - 2012».

15 декабря 2015 года в Санкт-Петербурге в рамках IV Международного культурного форума состоялось награждение президента ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова премией «Феникс». Награду вручил министр культуры РФ Владимир Мединский. Премия присуждена за содействие в сохранении памятников архитектуры и их приспособление к современному использованию.

Не забудем, что нумизматика - это ещё и историческая наука. А если сюда добавить, какие блестящие художники и графики считают для себя за честь принять участие в изготовлении монет, то не стоит удивляться, что большие отделы нумизматики есть во всех сколько-нибудь известных музеях мира, и Россия, само собой, здесь не исключение.

Основу первых больших российских коллекций заложил Петр I, активно приобретавший нумизматические раритеты во время своих заграничных поездок. Именно тогда была приобретена серия медалей на события правления Людовика XIV во Франции, а в 1721 году - знаменитая серия античных монет Людерса. В XVIII веке коллекция Петра значительно обогатилась за счёт редких находок в Сибири из золота и серебра. В конце концов, к 20-ым годам XVIII века, так называемый, «государев кабинет» включал в себя ни много ни мало 29 тысяч монет и медалей.

Первый по-настоящему музей нумизматики был открыт в России в 1719 году - известнейшая «Кунсткамера» в Санкт-Петербурге, сюда и перешла коллекция Петра I. Со времен Екатерины II коллекция была отдана в ведение Академии наук России. Кунсткамера стала основным государственным хранилищем монет, куда поступали в первую очередь не только найденные и купленные монеты, но и образцы вновь отчеканенных в стране для внутреннего обращения.

С формированием коллекции художественных ценностей в Эрмитаже там тоже образовалась большая нумизматическая секция. А в советские времена, образцы новых монет, государство стало направлять в коллекцию Эрмитажа.

В Москве самые ценные экземляры монет всегда попадали сначала в Оружейную палату. Именно здесь хранятся уникальные клады, найденные на территории Кремля.

Но в столице довольно быстро, что называется, на частные пожертвования, образовалось значительное собрание и в Государственном музей изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке. Основой этой коллекции стало собрание «Кабинета монет и медалей» Университета им. Ломоносова. В Университет считали за честь отдать свои коллекции и промышленник Демидов (1803 год) и император Александр I. В 1826 году здесь уже 4 тысячи монет, а после значительных даров и закупок римских монет Рейхеля и Гейдекена, коллекции Тургенева и Перовского - университет обладал уже более чем 20 тысячами уникальных экспонатов.

В музей на Волхонке коллекция Университета была передана в 1912 году после его открытия. Когда же, уже после Революции, музею был присвоен статус государственного, сюда рекой потекли реквизированные ценности графов Строганова и Бобринского. Сюда же была передана уникальнейшая коллекция почти из полутора тысяч древнегреческих и римских монет известного российского философа и публициста Розанова.

Сегодня коллекция Пушкинского музея включает (и это далеко не полный список, только наиболее значительное):

  • Коллекция Голикова, как независимая экспозиция - 3019 монет Древнего мира, 3062 монеты Западной Европы, 3 272 экземпляра российских монет и более 700 монет Востока.
  • Коллекция археолога и нумизмата Пахомова - более 10000 монет.
  • Дар от Эрмитажа - более 2000 редких монет Древней Греции и Рима, более 5000 монет императорского периода русской коллекции, содержащей все типы и варианты серебряного чекана, редкие образцы золотых и платиновых монет.
  • Коллекция монет древних Греции, Рима и Востока с охватом архаического, классического, эллинического и римского исторических периодов с VII в. до н.э. по V в. н.э.
  • Коллекция средних веков - монеты Византии и государств Западной Европы, образцы времен с 395 по 1629 года.

Но все перечисленные музеи носят государственный характер.

В 2015 году в Москве состоялось уникальное событие - открытие первого независимого частного музея нумизматики.

В самом центре столицы, в Большой Афанасьевском переулке, 24, в здании палат Зиновьевых-Юсуповых, которым уже почти 500 лет, открылась новая нумизматическая, постоянно действующая, экспозиция.

Основой созданного музея стала коллекция президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова. Вниманию посетителей предлагаются российские золотые и серебряные, средневековые талеры и золотые античные монеты - более 300 штук. Как считают многие эксперты, коллекция Алекперова входит в тройку самых крупных частных собраний России. Здесь и

  • золотая копейка «царя» Владислава Жигимонтовича (1610-1612), и,
  • золотой дукат 1711 года без обозначения номинала чеканки Кадашевского монетного двора, и,
  • пробный рубль Елизаветы Петровны 1756 года, и,
  • набор из трех платиновых монет номиналом в 3, 6 и 12 рублей 1839 года, и,
  • баварский талер, рисунок которого послужил основой для так называемого семейного полуторарублевика чеканки 1835 года.

Музей создан в полном соответствии с духом времени - мощное компьютерное обеспечение и возможность значительно приблизить любой экспонат для детального изучения.

Создан также и попечительский совет музея, в который вошли такие российские авторитеты в области искусства, как Михаил Пиотровский - директор Эрмитажа, Елена Гагарина - генеральный директор Музеев Московского Кремля, Марина Лошак - директор Пушкинского художественного музея.

При музее создан клуб нумизматов и специализированная библиотека. Патронировать всю деятельность музея взялся сам Алекперов, а это хорошая гарантия, что экспозиция не затеряется в огромном нумизматическом море России.

Для любой подобной коллекция очень важна постоянная динамика, постоянное привлечение новых посетителей новыми экспонатами - это и будет основной целью созданного музея. Организаторы обещают постоянную смену экспозиции, проведение мероприятий по популяризации нумизматики, благо события последних аукционов в Москве говорят о том, что источники пополнения есть и очень солидные. О солидности подхода говорит и намерение организаторов открыть в здании музея и отделение одного из крупных банков страны, что облегчит для потенциальных покупателей проведение операций. Вход в музей совершенно бесплатный.

Но ведь земля российская богата историей, своими древними раскопками, клады монет в которых занимают одно из видных и сенсационных мест. Одной из таких сокровищниц является земля Северного Кавказа, Ставрополья, Краснодарской края, Ростовской области.

Поэтому не приходится удивляться, что уникальный частный музей монет открылся в Азове на базе местного исторического музея, в экспозиции которого уже более 20 тысяч редкостных экземляров - монеты Ольвии, Пантикопеи, времен Александра Македонского, Сельджуков и Византии. Идею проекта музея поддержали даже местные кладоискатели, которые готовы предложить и свои находки.

В общем, не только нумизматика, но и музейное дело в этой отрасли науки развивается в России хорошими темпами. Так удивляться и не приходится - на торгах аукционного дома «Медали и Монеты» 12 марта суммарная выручка от продажи всех лотов составила почти 31 миллион рублей, а суммарная стартовая цена всех почти 7,5 сотен лотов аукциона монет, который пройдёт 9 апреля 2016 года - почти 280 миллионов рублей. Некоторые экземпляры превышаю стоимость в 10 миллионов. Остаётся только с придыханием ждать самих торгов - то, что выручка составит не меньше 300 миллионов рублей, нет никаких сомнений. Так это всё вклад в развитие нумизматики и её музеев по всей стране.