ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 2530
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Играют все!»
(по созданию настольных дидактических игр гусек с правилами для детей старшего дошкольного возраста)
Гусек – это общее название игр на развороте картона, где есть старт, финиш и обозначенный точками путь, а также кубик для определения числа ходов и несколько фигурок или фишек. Такие игры существуют на основе великого множества сюжетов, которые придают игре смысл и азарт. Для дошкольников нужно выбирать понятный и близкий сюжет, в зависимости от индивидуальных интересов ребенка.
Скачать конспекты
В пять лет интересы и возможности ребенка существенно меняются, и в жизнь старшего дошкольника уверенно входят настольные игры с правилами. В младшем возрасте далеко не все дети не в состоянии мириться с очередностью, принимать разделение игрового поля на свое и чужое, понимать и принимать проигрыш. Педагогам и психологам хорошо известно, что дидактические игры способствуют формированию и развитию произвольного внимания, учат соблюдать правила, организовывать собственную деятельность, планировать ее. После пяти лет у ребенка пробуждается устойчивый интерес к изготовлению различных поделок из всевозможного материала, и это весомый повод к организации деятельности детей по созданию разнообразных настольных игр. Дети сейчас в основном играют в изготовленные игры. К сожалению, сюжет в них однообразный и ребенок быстро устает повторять этот сюжет снова и снова. Деятельность становиться монотонной и скучной. Идея нашего проекта — результат творческой работы, а результат нашего проекта — улучшение психологического климата среди детей. Совместная деятельность помогает детям стать партнерами: вести диалог, учитывать интересы друг друга, договариваться, разрешать возникающие конфликты. Взрослые занимают позицию наблюдателя: не навязывают свое мнение и уважают детскую позицию.
Покажем решение этих задач на примере создания игры «Книга Мастеров». Вместе с детьми педагоги решили создать такую игру, в которой можно менять правила, форму и длину игровой дорожки. Наша техническая находка состояла в следующем: к каждой ее съемной детали с обратной стороны приклеили шершавую сторону тканевой «липучки», что позволило легко отделять и вновь прикреплять эти детали к игровому полю. Благодаря этому можно всякий раз, в зависимости от желания игроков, прокладывать новую игровую дорожку, меняя на ней количество и последовательность ходов, в связи с этим будут изменяться правила игры.
Игра «Книга Мастеров» – вид ролевой игры, в которой игроки действуют за вымышленных или реальных (современных или исторических) персонажей, и совместно разыгрывают или создают сюжет игры – становятся участниками приключения. При этом главные аспекты – вербальное общение и живое взаимодействие.
Технология игры:
1.наличие ведущего (мастер игры).
2.определенная система правил (игровая система).
3.конкретное место действия (игровой мир).
4.сюжетная завязка игры, заранее обдуманная мастером-взрослым (запланированные элементы сюжета или весь сюжет), однако существует свобода детской импровизации в этих заданных рамках.
«Книга Мастеров»– это розыгрыш сюжета, придуманного Мастером. Как правило, игра происходит за столом или на полу и состоит из общения игроков между собой и с Мастером, а также взаимодействия игроков с миром, в котором происходит действие. Это взаимодействие может быть любым: общение с жителями деревни, замка или мегаполиса, бой с драконом или врагом, сражение отрядов или армий, расследование убийства или поиск древней реликвии. Сюжет историй может меняться, и стать основой для новой игры.
Участники, играющие каждый за своего персонажа, прилагают совместные усилия по разрешению сюжетных противоречий. Хотя это может быть не единая команда, а соперники и враги, задачей которых является помешать друг другу.
Процесс игры:
Игровой процесс состоит из четырех основных составляющих:
А) игроки вместе с ведущим создают персонажей, зависящих от конкретной игровой системы;
Б) ведущий рассказывает игрокам, что происходит, описывает мир вокруг них, дает сюжетную завязку, ставит игроков и их персонажей в определенную начальную ситуацию;
В) игроки обдумывают и заявляют действия своих персонажей.
Например, четверо друзей-подмастеров начинают игру в классических обстоятельствах – гончару недостает глиняного материала; нужно как можно быстрее отправляться в горы, чтобы там в ущелье найти глину.
Персонажи отправляются в путь, по пути преодолевая не только препятствия, но и выполняя определенные задания, например, переправиться через огненную реку, сразиться с драконом, построить корабль. Игра длиться до тех пор, пока первый мастер не достигнет цели – горного ущелья (он и будет победителем – Лучшим мастером).
При любом взаимодействии игроков включается механика игры – свод правил, по которым она происходит. Правила могут быть разными — это зависит от конкретной игровой системы. Во время игры участникам для прохождения уровня необходима помощь других участников (если ты мне поможешь, то на следующем ходе, если тебе понадобиться помощь — я тебе тоже помогу).
Детская ролевая игра носит прежде всего социальный характер, и является неотъемлемым психологическим механизмом создания детско-взрослого
Со-бытийного общества посредством:
1) максимальной свободы действий игроков.
Здесь нет ограничивающего поля и правил хода для каждой фигуры, как в шахматах. Единственным ограничением является фантазия ведущего и игроков и рамки соответствия образу (персонажу), которого ведет каждый из участников. К тому же, образовательный и развивающий аспекты ролевых игр предполагают, что игра за персонажа, которому игрок мало соответствует, может способствовать его развитию.
2) минимального уровня ресурсов.
Нет необходимости шить костюм, здесь главное – интересный сюжет, актерские способности ведущего и игроков.
3) творчества.
Творческие качества игроков и особенно мастеров проявляется, пожалуй, ярче, чем в других видах ролевых игр.
Во-первых, это коммуникативное, актерское творчество. В игре есть, куда приложить талант и продуманные усилия, чтобы создать запоминающийся, яркий и живой образ. Есть, где развернуться человеку, наделенному актерским талантом, умением убеждать других людей, вести за собой.
При выборе материала для изготовления фигурок мы остановились на глине, поскольку в этом случае фигурки более долговечны, чем из бумаги, объемны и удобны в обращении. Работа с глиной хорошо знакома нашим детям, потому что педагогом дополнительного образования с ними регулярно проводятся индивидуальные занятия в гончарной мастерской. Продумывая организацию лепки и последующей росписи, мы исходили из их индивидуальных различий детей. Многие дети пяти-шести лет, посещающие детский сад, уже имеют определенный опыт создания глиняного образа. Таким детям достаточно показать образец, и они сами выстраивают последовательность своих действий; помощь педагога им практически не требуется. Другим – нужна дозированная помощь: взрослые лепят части фигурок, а дети примазывают их друг к другу и самостоятельно украшают.
При этом педагог эмоционально сопереживает каждому ребенку, помогает ему обрести уверенность в себе (надо сказать, что среди наших детей было немало таких, кто, увидев красивый образец, засомневался в своих силах: «Я никогда такую красивую не смогу сделать!»).
В ходе работы для оформления игрового поля воспитатель помогал изготавливать старт, финиш. В случае необходимости тактично помогал детям договориться, кто из них какие детали будет склеивать.
Перед сборкой игры коллективно обсуждались ее правила: как должен поступать игрок, если его фишка попадет на кружок черного или белого цвета. Знакомые детям правила – бросание кубика и отсчитывание «шагов» по числу выпавших на кубике точек – были дополнены новыми, связанными с цветом круга, на который попадает фишка: например, черный круг означает «Пропусти ход!». Процесс подготовки игры чрезвычайно увлекает детей: каждый раз можно все изменять! Мы не раз наблюдали, как в свободное время они создавали свой, оригинальный, вариант игры, воплощая в нем собственные фантазии, устанавливая новые правила.
Первое время воспитатели играли вместе с детьми, помогали им договариваться о правилах. Постепенно взрослый переходит на роль равноправного партнера по игре, игроки перед каждой игрой договариваются о ее правилах уже сами и, в зависимости от этого, выкладывают игровую дорожку. Важно не упустить момент, когда детям можно предоставить самостоятельность, а педагогу стать лишь наблюдателем!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад компенсирующего вида №17 «Ладушки»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Игралочка» - сюжетно - ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Бобова-Михеева Валентина Геннадьевна
Воспитатель МБДОУ ДСКВ № 17,
Высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск, 2012
ПАСПОРТ ПРОЕКТА | |
Тема проекта | Проект «Игралочка» - сюжетно - ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. |
Бобова-Михеева Валентина Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки» |
|
Организация исполнитель | |
Адрес организации исполнителя, телефон/факс | Г. Нижневартовск, ул. Пермская 17 |
География | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки» |
Целевые группы | 15 детей с нарушениями зрения |
Тип проекта | Практико - ориентированный |
Сроки реализации | 2 года |
Цель | Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевой игры на социализацию детей с нарушениями зрения, а также выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».
Проблема социализации в дошкольном возрасте у детей с нарушениями зрения является определяющей в их абилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения. В последние годы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества - вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста. В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, у ребенка с нарушениями зрения наблюдается задержка (медленность) этих процессов. Для такого ребенка требуется больше времени для адаптации к новым условиям, более глубокое и детальное знакомство с объектом, тем самым компенсируя недостаток визуального восприятия информации. В общении с людьми ребенок с таким недостатком использует полисенсорный характер восприятия. В некоторых случаях при знакомстве с людьми и окружением, у ребенка возникает страх при встречи с новыми предметами.
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказывается весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. (С.Л. Рубинштейн). Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др.). Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой - либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, умению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.
В творческих играх, как правило, используются различные предметы. В ходе игры дети сравнивают их, мысленно отвлекаются от одних качеств, домысливают другие, упражняя свою способность к образному мышлению и воображению. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях все стороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей. Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Таким образом, актуальность выбранной темы вызвана малой разработанностью теоретического аспекта социализации дошкольников с нарушениями зрения, отсутствием системного, комплексного подхода к процессу социализации, тогда как именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать основы жизни в обществе. Среди средств и способов, способствующих социализации детей данной группы, особо важным является сюжетно-ролевая игра. Для того чтобы игра стала действенным средством воспитания детей с нарушением зрения, педагог должен знать особенности формирования игровой деятельности в условиях зрительной недостаточности, уметь определить уровень развития у каждого ребенка интереса к игре, к выигрышу, мотивов, побуждающих его к игре, и владеть приемами педагогического воздействия на игру детей.
Цель проекта : Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевой игры на социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей детей с нарушениями зрения при поступлении в школу.
Задачи проекта:
- Изучить и проанализировать методическую литературу по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
- Подобрать, систематизировать и выявить наиболее эффективные средства, методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
- Активизировать самостоятельную деятельность детей в игре, развивать игровой опыт воспитанников.
- Сформировать навыки моделирования взаимоотношений с взрослыми и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.
Повысить педагогическую компетентность педагогов, приобщить родителей к взаимодействию с ДОУ в вопросах формирования представлений дошкольников об окружающем мире.
Объект - социализация детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет - система работы по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза проекта: предполагается, что целенаправленная работа по развитию сюжетно-ролевой игры окажет положительное влияние на успешную социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
Характеристика условий реализации проекта (ресурсы)
Ресурсное обеспечение проекта:
- Конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии праздников, конспекты сюжетно-ролевых игр.
- Предметно-развивающая среда группы, микроцентр «Книжкин дом», мини-уголки: «Дом мод», «Театральная страна», «Игротека», зимний сад.
- Беседы на этические темы.
- Подбор художественной литературы.
- Видеофильмы.
- Подбор методической литературы.
Программно-методическое обеспечение:
Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьёва, Т.И.Гризик, В.В.Гербова.
- цикл консультаций для педагогов и родителей;
- перспективный план сюжетно-ролевых игр;
- разработан комплекс мини - проектов по организации сюжетно - ролевых игр.
Нормативно-правовые ресурсы:
- Международная Конвенция «О правах ребенка» (1989г.).
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 с изменениями и дополнениями.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666.
- Приказ от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 28.10.2005г (редакции Закона ХМАО-Югры от 29.06.2006г № 65-03) с изменениями и дополнениями.
- Региональная (окружная) программа развития образования Ханты-Мансийского автономного округа на 2007-2011 годы.
- Целевая программа «Развитие системы образования города Нижневартовска на 2007-2011 годы от 06.07.2006г.
- Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения № 17 «Ладушки» на 2007-2011 годы.
Материально-техническое обеспечение: групповая комната разделена на функциональные зоны: игровую, речевую, сенсорную, релаксационную, предметно-развивающую. Имеются в наличии необходимые информационно - технические средства, пособия, игрушки, инвентарь.
Партнеры. Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта являются воспитатель, родители (законные представители) детей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения речи шестого и седьмого года жизни.
Целевой аудиторией педагогического опыта являются 15 воспитанников детского сада компенсирующего вида № 17 «Ладушки», для детей с нарушением зрения, посещающие дошкольное образовательное учреждение на основании заключения Территориальной психолого-медикопедагогической комиссии г. Нижневартовска.
План реализации проекта
Мероприятия | Сроки | Итоговый продукт |
I этап: планово-прогностический Задачи: детальная и комплексная оценка ситуации, выработка концепции | ||
1.1 Изучение нормативно-правовой документации | Сентябрь 2010 | Пакет нормативно-правовых документов |
1.2 Изучение методической и специальной литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста | Сентябрь 2010 | выводы о степени разработанности и об особенностях развития сюжетно-ролевой игры в образовательной работе |
1.3 Разработка концепции применения системы развития сюжетно-ролевой игры | Сентябрь 2010 | Педагогический проект |
1.4 Анализ условий реализации проекта | Сентябрь | Ресурсная база проекта |
1.5 Определение критериев оценки и способов мониторинга | Сентябрь | Механизм мониторинга реализации проекта |
II этап: организационно-исполнительский Задачи: изучить уровень развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста со зрительными нарушениями, провести анализ; разработать и апробировать технологию развития сюжетно-ролевой игры. | ||
2.1 Обследование детей, диагностика развития сюжетно-ролевой игры | Сентябрь | Результаты обследования |
2.2 Фиксация результатов обследования в протоколах | Сентябрь | Протоколы обследования |
2.3 Определение количественных показателей уровня развития сюжетно-ролевой игры воспитанников. | Сентябрь | Графики, диаграммы |
2.4 Разработка технологии развития сюжетно-ролевой игры 1этап-подготовительный:
Расширение у детей представлений о социальном мире посредством проведения экскурсий знакомства с профессиями, подведение детей к сюжетно-ролевой игре: ознакомление с окружающим, просмотр видиофильмов, бесед, чтение художественной литературы. 2 этап
-
основной: знакомство детей с основными моментами организации игры, приобретение и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, проговаривание диалогов между партнерами, обыгрывание атрибутов детьми с нарушениями зрения, работа над обогащением словаря. 3 этап - творческий: распределение ролей, самостоятельная творческая игра дошкольников с нарушениями зрения, обогащение содержания игры, придумывание детьми событий для своих игр, использование полученного во время игры социального опыта в повседневной жизни. | Сентябрь-ноябрь2010 Ноябрь-апрель2010-2011, Сентябрь-апрель 2011-2012 | Мотивационная готовность ребенка, Разработка моделей непосредственно-образовательной деятельности, дидактических игр, бесед на этические темы видеофильмы, художественная литература. Диалоги между партнерами по игре, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, основные моменты организации игры. Распределение ролей детьми, самостоятельные творческие игры детей, обогащение содержания игры, применение в повседневной жизни социального опыта полученного во время игры, улучшение положения ребенка в коллективе сверстников. |
III этап: описательно-итоговый Задачи: произвести анализ и систематизацию полученных результатов | ||
3.1Мониторинг уровня развития сюжетно-ролевой игры Итоговая оценка | Май 2011 Сентябрь 2011 Май 2012 | Результаты обследования с фиксацией в протоколах обследования. |
3.2 Анализ полученных данных, их сопоставление с прогнозируемыми результатами | Май 2011 | Графическое отображение |
3.3Оформление и описание хода и результатов эксперимента | Май 2012 | Аналитическая справка, педагогический проект |
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Анализ сравнительных результатов: сентябрь 2010-11 учебный год и май 2011-12 учебный год позволяет говорить о положительной динамики в данном направлении.
Ур-и р - я год | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2010 - 2011 год | |||
2011 - 2012 год |
Таким образом, система работы развития сюжетно-ролевой игры в процессе обучения способствует успешной социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а также выравниванию стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу
Все поставленные задачи выполнены в ходе реализации проекта.
- Доказана актуальность использования сюжетно - ролевой игры как средства социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
- Подобранные и систематизированные средства, методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, способствовали: ведению простого диалога с взрослыми и сверстниками, взаимодействию в системах «ребенок—ребенок», «ребенок - взрослый»; самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов и желаний каждого ребенка; умению выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговорить, учитывать желания сверстников.
3. Разработана и реализована система работы по организации сюжетно- ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
4. Удалось добиться положительной динамики в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего возраста с нарушениями зрения, успешной социализации воспитанников с данными нарушениями.
Практическая значимость проекта заключается в разработке и реализации системы развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с нарушениями зрения, которая может быть использована воспитателями дошкольных учреждений для совершенствования образовательной работы с детьми.
Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась: целенаправленное развитие сюжетно-ролевой игры влияет на успешную социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей при поступлении ребенка в школу.
Литература
1. Комарова Н.Ф. "Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду". Москва. Изд. "Скрипторий", 2003.
3.Моргулис И.С. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Киев. 1981.
4 . Михйленко Н., Н. Короткова "Организация сюжетной игры в детском саду". Москва. Линка - пресс, 2009.
6. Плаксина Л.И. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида (для слабовидящих детей)» 7.«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Л.Б.Баряева О.П.Гаврилушкина, А.П.Зорин, Н.Д.Соколова
8. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.
9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
10. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М.Просвещение, 1992 г.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. - м.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999
12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /С.А. Козлова, Т.А. Кушкова. 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
13. Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школь. пресса, 2004
Светлана Кобозева -Салмина
Проект «Дидактические игры в ДОУ»
Проект "Дидактические игры в ДОУ "
Актуальность : Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие : использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.
Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому мы обратили особое внимание на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, это :
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной , познавательной и т. д.);
Поддержка спонтанной игры детей , ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности : игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста :
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.
Схема развития любого вида деятельности такова : сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
Образовательная деятельность ДОУ строится в рамках 5 образовательных областей. Наиболее важными из них, мы считаем – «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» , которые перекликаются между собой и предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра , позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них :
Игровая технология интеллектуально творческого развития В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры » – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие игры В . В. Воскобовича выполняют роль дидактического материала и соответственно вписываются в любую форму планирования. Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение : не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации.
Игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша» . Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера» , используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности.
В своей группе мы обратили внимание, что настольные дидактические игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки и играют. В связи с этим мы разработали практико-ориентированный проект «Дидактические игры , как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС».
Цель проекта : формирование у детей и родителей заинтересованности и умение играть в .
Задачи проекта :
Научить детей играть в дидактические настольные игры , соблюдая правила и ход игры , развивая у них интерес и активное участие;
Познакомить родителей со структурой дидактической игры , её обучающими задачами, способами подачи детям;
Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей;
Пополнение развивающей среды : приобретение дидактических игр , пособий, книг с перспективой на средний дошкольный возраст.
Проблема : Как повысить внешний интерес детей и родителей к .
Обоснование проблемы :
1. Неумение и нежелание детей средней группы играть в настольно – дидактические игры , соблюдать правила и ход обучающих игр.
2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр , способах подачи их детям.
Гипотеза : для того чтобы у детей повысить внешний интерес к дидактическим настольным играм , необходимо создать условия для развития игровой деятельности детей, это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.
Вид проекта : практико-ориентированный
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
Ожидаемые результаты :
1. Дети чаще самостоятельно используют настольно – дидактические игры и с большим интересом играют в них.
2. Организована выставка семейных мини – газет «Играем дома» , фоторепортажи : «Как и чем мы играем в детском саду» , «Сказочные лабиринты игры В . В. Воскобовича»
3. Заинтересованы многие родители данной темой, получили новую и полезную информацию, успешно опробованную, на своих детях, созданы новые «Умные» игры родителями в группу , активное использование развивающих игр дома с детьми.
4. Все имеющиеся в группе материалы доступны для детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать.
I этап проекта : подготовительный
1. Изучение материала.
2. Сбор и анализ информации по данной теме из разных источников.
3. Анкетирование родителей, с целью выявления знаний о современных развивающих играх.
4. Диагностическое наблюдение - использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей.
5. Разработка плана реализации проекта .
II этап проекта : основной. Работа по реализации проекта .
Решение поставленных задач с детьми :
1. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр .
2. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
3. Создание проблемных ситуаций для закрепления правил игры .
4. Поощрение (за самостоятельную организацию игры , привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.
Решение поставленных задач с родителями :
1. Создание информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с играми.
2. Наглядная информация для родителей «Дидактическая игра , как средство умственного развития ребёнка!»
3. Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!» , где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
4. Организация выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка » .
5. Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.
6. Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания : заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам» ).
7. Организация выставки детских работ выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!» .
8. Соглашение с родителями по изготовлению и приобретению в группу развивающих игр.
III этап : заключительный
Мастер – класс для родителей «Как и чем мы играем в детском саду!» (Цель задания : заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – на примере игр В. В. Воскобовича).
Основные направления деятельности : постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом » к игре в группе из трех-пяти сверстников. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую игру .
Материалы и оборудование : учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры , картинки, художественная литература.
Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, воспитанию самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
Литература
1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.
3. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста : методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М.: Центр педагогического образования, 2008г.
4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду : принципы построения, советы, рекомендации - СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
6. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду » . / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.
Цель педагогического проекта: способствовать социально-личностному
развитию детей старшего возраста через использование игр и игровых
упражнений на основе образовательной системы «Школа 2100».
Задачи педагогического проекта
Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях,
эмоциональных и физических состояниях;
Учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации;
Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости
(пожалеть, утешить, угостить и др.);
Воспитывать культуру поведения и общения;
Углублять представления о семье, родственных отношениях;
Активно выражать доброе отношение к близким;
Знакомить с формами приветствия, прощания, выражения
признательности, обращения с просьбой;
Развивать самоконтроль над своими действиями;
Углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах,
возможностях, достижениях;
Развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;
направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных
и справедливых поступков.
Актуальность
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся
одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический
анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную
помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация
дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в
доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной
личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в
соответствии с культурными традициями общества.
Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением
социально-политических и социально-экономических условий жизни, с
нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего
дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги
испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких
негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота,
враждебность и т.п.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а
значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая
ответственность по воспитанию подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во
взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на
данном современном этапе. Игровая деятельность – дает ребенку
почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у
ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать
реальный результат.
В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом,
выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои
действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в
деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его
действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей. Во
взаимоотношениях по ходу игры необходимо стимулировать следование детей
усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных
взаимоотношений, ориентировать на отражение в игровых ролях таких качеств,
как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из
беды, преодолевая препятствия, и т.п.
Таким образом, использование игровых технологий является одним из
ведущих направлений в социально-личностном развитии детей старшего
возраста.
Гипотеза
Использование игр и игровых упражнений при организации совместной
деятельности с детьми старшего возраста на основе технологий
образовательной системы «Школа 2100» позволит решить задачи социально-
личностного развития более успешно и комфортно для детей.
Проверка гипотезы
Работа над педагогическим проектом включала в себя несколько этапов.
I. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по
вопросу использования игр и игровых упражнений при организации
совместной деятельности с детьми старшего возраста в рамках социально-
личностного развития дошкольников.
Анализ литературы показал, что наиболее полно и систематезировано в
соответствии с задачами социально-личностного развития детей старшего
возраста система игр и упражнение представлена в программе «Школа 2100»,
которая и была взята за основу работы.
II. Мониторинг уровня социализации детей старшего возраста на начало
проектной деятельности показал, что средние показатели по 5 бальной системе
составили:
1. самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,
соблюдают ролевое поведение, проявляют инициативу в игре – 3,3
2. оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают
правила игры – 2,9
3. моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к
театрализованной деятельности – 3,2
4. различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в
речи, дистанции при общении, поведении) – 3,1
5. при общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и
ведомого в зависимости от ситуации –2,8
6. соблюдает правила поведения в общественных местах (на
праздниках, спектакле) –3,3
Эти параметры являются показателями проблем в развитии детей социального
генеза.
III. Основой построения системы игр и упражнений является ее ориентация на
природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе,
восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе
социальных отношений, окружающем мире.
Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия
тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со
сверстниками, взрослыми. В отличие от традиционных учебных занятий дети
могут свободно перемещаться, занимать удобное положение на ковре, стульях.
Учитывая, что используются только разнообразные игры, релаксационные
упражнения, практически исключается умственная перегрузка, что
способствует эмоциональному подъему и познавательной активности детей.
Совместная деятельность с детьми делится на три этапа.
1. «Я среди других» - решается задача познания ребенком себя через
отношения с окружающими. В совместной деятельности на занятиях и в
повседневной жизни дети совершают открытия своего Я. Они учатся
рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях.
Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его
окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на
них.
Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми,
дошкольник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти
различия он видит не только в половой принадлежности, но и в
особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру. Темы
занятий: «Кто я?», «Какой я?», «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от
друга?», «Мы все разные», «Мое настроение», «Я умею…», «Я не боюсь
научиться» или «Если надо – я научусь», «Я и мои друзья», «Я и моя семья»,
«Мои мечты», «Мои сказочные сны», «Веселые сказки», «Рассказ о себе».
2. «Что я могу?» - представлены игры, занятия и тренинговые
упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и
состояний, научиться анализировать их и управлять ими. Занятия
построены в форме сказочных путешествий в страну «Что я могу?»;
используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что
помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт
самопознания. Продолжается работа по развитию эмоционально-
чувственной сферы детей.
Темы занятий: Вводное. «Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз».
«Путешествие на острова "Загадочные звуки" к Слонихе Чуткие уши».
«Путешествие в пещеру "Чудесные запахи" к Собаке Острый нюх».
«Путешествие на озеро "Вкусная вода" к Лягушке Умный язык».
«Путешествие на "Чувствительные холмы" к Обезьяне Любопытные
руки». «Страна "Что я могу?"» (заключительное).
3. «Я и другие» - совместная деятельность педагога и детей направлена
но поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделение
своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции
в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне
с другими. Это обеспечивает ребёнку развитие нового уровня его
самосознания на пути к становлению «Я-концепции». В процессе
организации совместной деятельности педагог помогает каждому
ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении
способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в
процессе решения конфликтных ситуаций. Детям предлагаются
следующие темы занятий: «Кто ты такой?», «Кто они такие?»,
«Описание человека», «Что я могу делать хорошо?», «Переезд»,
«Смелость», «Дорогая Лена», «В гости к интересному человеку»,
«Трудные ситуации», «Положить этому конец», «Дразнить и докучать»,
«Чью сторону ты примешь?».
IV. Проведение совместной деятельности.
V. Анализ совместной деятельности.
Интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной
гипотезой, формулирование выводов, написание отчёта
[таблица]
1. Самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,
договариваются и принимают роль в игре со сверстниками,
соблюдают ролевое поведение, прояляют инициативу в игре.
2. Оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают
трудности в дидактических играх, могут объяснить сверстникам
правила игры.
3. Моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к
театрализованной деятельности.
4. Различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в
речи, дистанции при общении, поведении).
5. При общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и
ведомого в зависимости от ситуации.
6. Соблюдает правила поведения в общественных местах (на
праздниках, спектакле).
Анализ совместной деятельности показал, что использование игр и
игровых упражнений при организации совместной деятельности с детьми
старшего возраста на основе образовательной системы «Школа 2100»
позволяет решить задачи социально-личностного развития, значительно
улучшив показатели мониторинга, успешно и комфортно для детей.
В результате совместной деятельности дети стали лучше:
Понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других
людей.
Проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Видеть друг в друге сходные черты и различия.
Проявлять эмпатию и толерантность.
Описывать свое настроение, понимать настроение других.
Осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам.
Выражать свои чувства и понимать чувства другого.
Пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные
состояния человека.
Делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.
Анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на
Находить конструктивное решение конфликта.
Всё это способствует формированию у детей целостного представления о
себе, определению своего места в обществе сверстников, выделение своего Я,
противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных
социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это
обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, а значит,
решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников.
[Скачать презентацию]