Весёлые словесные игры для детей и подростков. Словесные игры по дороге домой Словесные игры для детей детского сада

Дидактические игры (словесные) для старших дошкольников

Автор : Пашкова Лариса Александровна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида»
Игры могут быть использованы в процессе обучения, в воспитательной работе. Данный материал рекомендован педагогам разных типов учреждений, в том числе и дополнительного образования, воспитателя, учителям. Игры предназначены для детей старшего возраста. Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

Игра «Столяр»

Цель. Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется столяр при работе.
Описание игры. Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.

Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор)

Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок.
(Пила)

Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)

Деревянная река,
Деревянный катерок,
А над катером струится
Деревянный дымок.
(Рубанок)

Игра «Веселая олимпиада»

Цель. Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания.
Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку, доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.

Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
(Мяч)

Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Яхта)

Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки)

Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи)

Когда весна берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня.
(Скакалка)

По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой …
(Велосипед)

Игра «Звуки перепутались»

Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.

Игра «Добавлялки»

Цель. Развивает речевое творчество детей.
Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)

Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)

В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)

Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)

У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)

Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!

Wikimedia Commons

Устные игры

Ассоциации

Игра для большой компании. Ведущий ненадолго выходит из помещения, за это время остальные решают, кого из присутствующих они загадают (это может быть и сам ведущий). Вернувшись, игрок задает остальным вопросы — с каким цветком у вас ассоциируется этот человек, с каким транспортным средством, с какой частью тела, с каким предметом кухонной утвари и т. п., — чтобы понять, кто загадан. Вопросы могут быть самые раз-ные — это не ограничено ничем, кроме воображения играющих. Поскольку ассоциации — дело индивидуальное и точное совпадение тут может и не слу-читься, принято давать угадывающему две или три попытки. Если компания небольшая, можно расширить круг загадываемых общими знакомыми, не присутствующими в этот момент в комнате, хотя классический вариант «ассоциаций» — это все же герметичная игра.

Игра в П

Игра для компании от четырех человек, любопытная вариация на тему «шля-пы» (см. ниже), но не требующая никаких специальных аксессуаров. Один игрок загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, — но пользоваться он может при этом только словами на букву «п» (любыми, кроме однокоренных). То есть слово «дом» придется объяснять, например, так: «построил — проживаю». Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: «постройка, помещение, пространство, простей-шее понятие…» И под конец добавить, например, «Периньон» — по ассоциации с шампанским Dom Perignon. Если отгадывающие близки к победе, то ведуще-му пригодятся комментарии типа «примерно», «приблизительно», «почти пра-вильно» — или, в противоположной ситуации: «плохо, подождите!». Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп-чет его на ухо угадавшему — тот становится следующим ведущим.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Say the Same Thing

Бодрая и быстрая игра для двоих, получившая свое название по видеоролику изобретательной рок-группы OK Go , из которого многие о ней узнали (музы-канты даже разработали мобильное приложение, помогающее играть в нее на расстоянии, — правда, в настоящее время оно недоступно). Смысл игры в том, что на счет раз-два-три каждый из игроков произносит произвольно выбранное им слово. Далее цель играющих — с помощью последовательных ассоциаций прийти к общему знаменателю: на следующие раз-два-три оба произносят слово, так или иначе связанное с предыдущими двумя, и так до тех пор, пока не случится желаемое совпадение. Предположим, что первый игрок сказал слово «дом», а второй — слово «колбаса»; в теории они могут совпасть уже совсем скоро, если на втором ходу после раз-два-три оба скажут «магазин». Но если один скажет «магазин», а другой — «холодильник» (чем не дом для колбасы?), то игра может затянуться, тем более что повторяться нельзя — ни магазин, ни холодильник уже не подойдут, и придется додумываться, скажем, до «рефрижератора» или «ИКЕИ». Если же первоначальные слова далеки друг от друга (к примеру, «бордюр» и «невесомость»), то игровой процесс становится совсем непредсказуемым.

Характеры

Игра для компании (идеальное количество игроков — от четырех до десяти), требующая от участников не только хорошего воображения, но и, желательно, мало-мальского актерского мастерства. Как обычно, один из игроков ненадолго покидает помещение, а пока его нет, остальные придумывают слово, коли-чество букв в котором совпадает с количеством оставшихся в комнате участ-ников. Далее буквы распределяются между игроками, и на каждую из них придумывается характер (поэтому слова, в которых есть «ъ», «ы» или «ь», не подходят). Пока слово не угадано, игроки ведут себя в соответствии с выбранным характером — задача ведущего понять, какие именно характеры изображают его партнеры, и восстановить загаданное слово. Представим, к примеру, что компания состоит из семи человек. Один уходит, остальные придумывают шестибуквенное слово «старик» и распределяют между собой роли: первый, скажем, будет с крытным, второй — т ерпеливым, третий — а вторитарным, четвертый — р адушным, пятый — и гривым и шестой — к оварным. Вернувшегося игрока встречает какофония голосов — компания «проживает» свои роли до тех пор, пока их не разгадают, а ведущий задает игрокам вопросы, помогающие раскрыть их образ. Единственное условие — как только ведущий произнесет верный характер — например, угадает ко-варного — тот должен признаться, что его инкогнито раскрыто, и объявить номер своей буквы (в слове «старик» — шестой).

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Узнай песню

Игра для компании от четырех-пяти человек. Ведущий удаляется, а остав-шиеся игроки выбирают известную песню и распределяют между собой ее слова — каждому по слову. Например, загадана песня «Пусть всегда будет солнце»: одному игроку достается слово «пусть», второму — «всегда», тре-тьему — «будет», четвертому — «солнце». Ведущий возращается и начинает задавать вопросы — самые разные и неожиданные: «Твой любимый город?», «Куда впадает Волга?», «Что делать и кто виноват?». Задача отвечающих — употре-бить в ответе свое слово и постараться сделать это так, чтобы оно не слишком выделялось; отвечать нужно быстро и не очень пространно, но не обязательно правдиво. Ответами на вопросы в данном случае могут быть, например, «Один город мне выбрать сложно, но пусть сегодня это будет Рио-де-Жанейро» или «Волга — в Каспийское, но так происходит не всегда , каждый третий год она впадает в Черное». Ведущий должен уловить, какое слово в ответе лишнее, и угадать песню. Часто играют со строчками из стихов, а не из песен.

Наводка

Игра для четырех человек, разбитых на пары (в принципе, пар может быть и три, и четыре). Механика предельно проста: первый игрок из первой пары шепчет на ухо первому игроку из второй пары слово (нарицательное суще-ствительное в единственном числе), далее они по очереди должны называть свои ассоциации с этим словом (в той же форме — нарицательные существи-тельные; однокоренные слова использовать нельзя). После каждой ассоциации партнер по команде того игрока, который ее озвучил, называет свое слово, пытаясь угадать, не оно ли было загадано изначально, — и так далее, пока задача не будет кем-то решена; при этом все уже прозвучавшие в игре ассоциации можно использовать в дальнейшем, добавляя при каждом ходе одну новую. К примеру, пусть в одной команде будут игроки A и B, в другой — C и D. Игрок A шепчет игроку C на ухо слово «старик». Игрок C вслух говорит своему партнеру D: «возраст». Если D сразу отвечает «старик», то пара C и D заработала очко, но если он говорит, к примеру, «юность», то ход переходит к игроку А, который, пользуясь словом «возраст», предложенным C (но отбро-сив не относящуюся к делу «юность» от D), говорит своему партнеру B: «возраст, мужчина». Теперь B, вероятно, угадает старика — и очко уже зарабо-тает его команда с A. Но если он говорит «подросток» (решив, что речь о воз-расте, когда мальчики превращаются в мужчин), то C, к которому внезапно вернулся ход, скажет «возраст, мужчина, восьмидесятилетие», и уж тут, вероятно, «старик» будет угадан. В одном из вариантов игры разрешается также «кричать»: это значит, что, внезапно догадавшись, что же имелось в виду, игрок может выкрикнуть вариант не в свой ход. Если он угадал, его команда получит очко, а вот если он поторопился с выводами, команда очка лишится. Играют обычно до пяти очков.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

МПС

Игра для большой компании. Здесь мы вынуждены предупредить читателей, что, увидев этот текст полностью, вы уже никогда не сможете водить — игра одноразовая.

Спойлер →

Сначала игрок, которому выпало водить, покидает комнату. Вернувшись, он должен узнать, что означает МПС, — заранее известно лишь то, что носи-тель этой таинственной аббревиатуры прямо сейчас присутствует в помеще-нии. Чтобы выяснить правильный ответ, водящий может задавать другим игрокам вопросы, ответы на которые должны формулироваться как «да» или «нет»: «У него светлые волосы?», «У него голубые глаза?», «Это мужчина?», «Он в джинсах?», «У него есть борода?»; причем каждый вопрос задается конкретному игроку, а не всем сразу. Скорее всего, довольно быстро станет понятно, что человека, отвечающего всем критериям, в комнате просто нет; соответственно, возникнет вопрос, по какому же принципу играющие дают ответы. «Вскрытие» этого принципа поможет ответить и на главный вопрос — что такое МПС. МПС — это вовсе не министерство путей сообщения, а м ой п равый с осед (то есть каждый игрок всегда описывает человека, сидящего справа от него). Другой вариант — КОП, к то о твечал п оследним (то есть каждый говорит о том, кто отвечал на предыдущий вопрос).

Контакт

Простая игра, в которую можно играть компанией от трех человек. Один загадывает слово (существительное, нарицательное, единственного числа) и называет вслух его первую букву, задача остальных — отгадать слово, вспоминая другие слова на эту букву, задавая о них вопросы и проверяя, не то ли загадал ведущий. Задача ведущего — как можно дольше не открывать игрокам следующие буквы в слове. К примеру, загадано слово на букву «д». Кто-то из игроков задает вопрос: «Это случайно не место, где мы живем?» Здесь и начинается самое интересное: ведущий должен как можно быстрее сообразить, что имеет в виду игрок, и сказать «Нет, это не „дом“» (ну, или, если это и был «дом», честно в этом признаться). Но параллельно о том же самом думают и другие игроки, и если они раньше ведущего понимают, что имеется в виду «дом», то говорят: «контакт» или «есть контакт», и начинают хором считать до десяти (пока идет счет, у ведущего все еще есть шанс спастись и угадать, о чем идет речь!), а затем называют слово. Если хотя бы двое совпали, то есть на счет десять хором сказали «дом», ведущий должен раскрыть следующую букву, и новый вариант отгадывающих будет уже начинаться на известные теперь буквы «д» + следующая. Если же обыграть на этом вопросе ведущего не удалось, то отгадывающие предлагают новый вариант. Разумеется, есть смысл усложнять дефиниции, а не спрашивать обо всем впрямую, — поэтому вопрос про «дом» лучше звучал бы как «Это не там, где восходит солнце?» (с отсылкой к знаменитой песне «Дом восходящего солнца» группы The Animals). Обычно тот, кто в конечном счете добирается до искомого слова (называет его или задает вопрос, приводящий к победе), становится следующим ведущим.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Письменные игры

Энциклопедия

Не самая быстрая, но чрезвычайно увлекательная игра для компании от четы-рех человек — потребуются ручки, бумага и какой-нибудь энциклопедический словарь (желательно не ограниченный тематически — то есть БСЭ подойдет лучше, чем условная «биологическая энциклопедия»). Ведущий находит в энциклопедии слово, которое неизвестно никому из присутствующих (здесь остается уповать на их честность — но жульничать в этой игре неинтересно и непродуктивно). Задача каждого из игроков — написать энциклопедическое определение этого слова, придумав из головы его значение и по возможности замаскировав текст под реальную небольшую энциклопедическую статью. Ведущий тем временем аккуратно переписывает настоящую дефиницию из энциклопедии. После этого «статьи» перемешиваются и зачитываются ведущим в произвольном порядке, включая и настоящую, — а играющие голосуют за то, какой именно вариант им кажется наиболее убедительным. В конце концов происходит подсчет голосов и распределение очков. Любой игрок получает очко за верно угаданное настоящее определение и еще по од-ному очку за каждый голос, отданный другими участниками его собственному варианту. После этого листы раздаются обратно и разыгрывается новое сло-во — всего их должно быть примерно 6-10. В эту игру можно играть и коман-дами: придумывать мнимые определения коллективно. Похожим образом устроена игра «стихи» — но вместо сложного слова ведущий заранее выбирает две строчки из какого-нибудь малоизвестного стихотворения и предлагает участникам дописать четверостишия.

Игра из «Бесславных ублюдков»

Игра для компании любого размера, которую многие знали и до фильма Квен-тина Тарантино, но единого названия у нее нет. Каждый игрок придумывает для своего соседа роль (обычно это какой-нибудь известный человек), пишет ее на бумажке и приклеивает бумажку соседу на лоб: соответственно, все ви-дят, какая у кого роль, но не знают, кто же они сами. Задача участников — с помощью наводящих вопросов, ответы на которые формулируются как «да» или «нет» («Я историческая личность?», «Я деятель культуры?», «Я знамени-тый спортсмен?»), узнать, кем именно они являются. В такой форме, впрочем, игра довольно быстро себя исчерпывает, поэтому темы можно придумывать совершенно разные и вместо известных людей играть, например, в профессии (включая экзотические — «карусельщик», «таксидермист»), в кино- и литера-турных героев (можно смешивать их с реальными знаменитостями, но об этом лучше договориться заранее), в еду (один игрок будет ризотто, а другой, скажем, зелеными щами) и даже просто в предметы.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Быки и коровы

Игра для двоих: один участник загадывает слово, причем заранее оговарива-ется, сколько в нем должно быть букв (обычно 4-5). Задача второго — отгадать это слово, называя другие четырех- или пятибуквенные слова; если какие-то буквы названного слова есть в загаданном, они называются коровами, а если у них совпадает и место внутри слова, то это быки. Представим, что загадано слово «чудак». Если отгадывающий говорит «точка», то получает от второго игрока ответ: «три коровы» (то есть буквы «ч», «к» и «а», которые есть и в «чу-даке», и в «точке», но в разных местах). Если затем он скажет «кочан», то полу-чит уже не трех коров, а двух коров и одного быка — поскольку буква «а» и в «чудаке», и в «кочане» находится на четвертой позиции. В итоге рано или поздно удается угадать слово, и игроки могут поменяться местами: теперь первый будет загадывать слово и подсчитывать быков с коровами, а второй — называть свои варианты и отслеживать, в какой степени они совпадают с загаданным. Можно и усложнить процесс, одновременно и загадывая свое слово, и угадывая слово противника.

Интеллект

Письменная игра для компании (но можно играть и вдвоем), состоящая из трех туров, каждый по пять минут. В первом игроки случайным образом набирают тринадцать букв (например, вслепую тыкая пальцем в книжную страницу) и затем составляют из них слова, причем только длинные — от пяти букв. Во втором туре требуется выбрать слог и вспомнить как можно больше слов, которые на него начинаются, можно использовать однокоренные (например, если выбран слог «дом», то подойдут слова «дом», «домра», «домна», «домен», «домовой», «домохозяйка» и т. п.). Наконец, в третьем туре вновь берется слог, но теперь нужно вспоминать не обыкновенные слова, а фамилии известных людей прошлого и настоящего, в которых он фигурирует, причем не обяза-тельно в начале, — то есть на слог «кар» подойдут и Карамзин, и Маккартни, и, например, Гамилькар. Важная деталь: так как этот кон провоцирует больше всего споров и жульничества, участники игры могут просить друг друга дока-зать, что этот человек действительно знаменитость, и тут нужно вспомнить хотя бы профессию и страну. Типичный диалог: «Как, вы не знаете Гамиль-кара? Но это же карфагенский полководец!» После каждого тура подсчиты-ваются очки: если то или иное слово совпало у всех играющих, оно просто вычеркивается, в остальных же случаях игрокам присуждается за него столько очков, сколько соперников не смогли его вспомнить. В первом туре можно еще добавлять очки за особенно длинные слова. По итогам туров нужно опреде-лять, кто занял первое, второе, третье и другие места, — и в финале игры эти места сложить. Цель — получить на выходе наименьшее число (к примеру, если вы были победителями всех трех туров, то у вас получится число 3 — 1+1+1, и вы чемпион; меньше не может быть чисто математически).

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Каркас

Игра для любого количества людей, которую придумал один из создателей шахматной программы «Каисса» и автор программы по поиску анаграмм Александр Битман. Сначала игроки выбирают несколько согласных — это будет каркас, скелет слова. Затем засекается время (две-три минуты), и игроки начи-нают «натягивать» на каркас гласные (а также «й», «ь», «ъ»), чтобы получились существующие слова. Согласные можно использовать в любом порядке, но только один раз, а гласные разрешено добавлять в любом количестве. К примеру, игроки выбирают буквы «т», «м», «н» — тогда им подойдут слова «туман», «манто», «мантия», «монета», «темень», «атаман», «немота» и другие. Побеждает тот, кто сможет придумать больше слов (как обычно, это должны быть нарицательные существительные в единственном числе). В игру можно играть даже с одной буквой — например, «л». Вокруг нее образуются слова «ил», «лай», «юла», «алоэ», «ель», а если договориться, что букву можно удваи-вать, — «аллея» и «лилия». Если стандартный «каркас» освоен, то задачей может быть сочинить целую фразу с одной согласной: хрестоматийный пример из книги Евгения Гика — «Бобби, убей боя и бей бабу у баобаба».

Цепочка слов

Игра для любого количества игроков. Многие знают ее под названием «Как сделать из мухи слона», а придумал ее писатель и математик Льюис Кэрролл, автор «Алисы». «Цепочка» основана на словах-метаграммах, то есть словах, различающихся лишь одной буквой. Задача игроков — превратить одно слово в другое с наименьшим количеством промежуточных звеньев. К примеру, сделаем из «лисы» «козу»: ЛИСА — ЛИПА — ЛАПА — КАПА — КАРА — КОРА — КОЗА. Интересно давать задания с сюжетом: чтобы «день» превратился в «ночь», «река» стала «морем». Известная цепочка, где «слон» вырастает из «мухи», получается за 16 ходов: МУХА — МУРА — ТУРА — ТАРА — КАРА — КАРЕ — КАФЕ — КАФР — КАЮР — КАЮК — КРЮК — УРЮК — УРОК — СРОК — СТОК — СТОН — СЛОН (пример Евгения Гика). Для тренировки можно посоревноваться в поиске метаграмм для какого-либо слова. К примеру, слово «тон» дает «сон», «фон», «ток», «том», «тан» и так далее — кто наберет больше вариантов, тот и выиграл.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Шляпа

Игра для компании от четырех человек, требующая нехитрого инвентаря: ручек, бумаги и «шляпы» (подойдет и обыкновенный целлофановый пакет). Листы бумаги нужно разорвать на небольшие кусочки и раздать игрокам, количество кусочков зависит от того, сколько людей играет: чем больше компания, тем меньше приходится на каждого. Игроки пишут на бумажках слова (по одному на каждый кусочек бумаги) и бросают в «шляпу». Тут тоже есть варианты — можно играть просто со словами (существительное, нари-цательное, единственного числа), а можно с известными людьми или литера-турными персонажами. Затем участники делятся на команды — по два или больше человек в каждой; задача каждого — за 20 секунд (или 30, или мину-ту — хронометраж можно установить по собственному выбору) объяснить своим партнерам по команде наибольшее количество слов, произвольно вытащенных из «шляпы», не используя при этом однокоренные. Если водящий не смог объяснить какое-то слово, оно возвращается в шляпу и будет разыгра-но другой командой. В конце игры слова, отгаданные разными представителя-ми одной и той же команды, суммируются, их количество подсчитывается, и команде, у которой окажется больше бумажек, присуждается победа. Попу-лярный вариант игры: все то же самое, но в первый кон игроки объясняют слова (или описывают персонажей) устно, во второй — показывают панто-мимой, в третий — объясняют те же слова одним словом. А недавно появилась и настольная игра, где нужно не только объяснять и показывать, но и рисовать.

Телеграммы

Игра для любого количества игроков. Играющие выбирают слово, на каждую букву которого нужно будет придумать часть телеграммы — первая буква ста-нет началом первого слова, вторая — второго и так далее. К примеру, выбрано слово «вилка». Тогда телеграммой может стать следующее послание: «Верблюд исцелен. Лечу крокодила. Айболит». Еще один виток игры — добавление жан-ров. Каждый игрок получает задание написать не одну, а несколько телеграмм из одного и того же слова — деловую, поздравительную, романтическую (о ти-пах сообщений договариваются заранее). Телеграммы зачитываются вслух, выбирается следующее слово. 

Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Детские словесные игры способствуют , внимания, памяти, воображения, мышления,обогащению словарного запаса . Поиграть с малышом в детские словесные игры можно где угодно: дома, на прогулке, в транспорте, в поликлинике, по дороге в . Словесные игры необходимо использовать как часть занятия по развитию речи. Можно включать их в викторины, а также, как элемент развлечения, в детские праздники. Предлагаю вашему вниманию несколько интересных словесных игр, которые подойдут для игр с детьми старшего дошкольного возраста с 5-7 лет.

«Новое слово». Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «торт». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.
«Ласковое слово». Предложите ребёнку превратить слова так, как в примере: дом – домик, стол -столик, заяц — зайчик, книга — книжечка, лиса — лисичка.

«Запретные слова». Попросите ребёнка ответить на вопрос, но так, чтобы он не произносил два запретных слова «хорошо» и «плохо».
— Как ты обычно ведёшь себя дома?
— Ты хорошо плаваешь?
— Как ты рисуешь?
— Как ты катаешься на коньках?
— Хорошо ли поступил мальчик, когда он отнял игрушку у малыша?
«Одним словом». Спросите ребёнка, как назвать одним словом:
— тарелки, чашки, сковородки, кастрюли? (Посуда)
— диван, кровать, стол, стул, шкаф? (Мебель)
— молоко, хлеб, мука, сыр, колбаса? (Продукты)
— валенки, сапоги, ботинки, сандалии, чешки? (Обувь)
— Самолёт, поезд, машина, трактор, корабль? (Транспорт)

В этой игре ребенок учится обобщать. Можно усложнить игру, называя в группе слов одно лишнее: яблок, груша, слива, огурец.Малыш должен отгадать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

«Кто больше» . В этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к любому существительному. Например Лето- теплое, солнечное, дождливое, ласковое, жаркое.

Также можно поставить задачу придумать к существительному глаголы: река-течет, бежит, журчит, бурлит.

«Отгадай» . Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей:

кабина, кузов, руль, колеса, фары — машина;

голова, рога, туловище, хвост, вымя -корова.

«Придумай слово». Сможет ли ребёнок придумать слова, начинающиеся на слоги «ли» (лиса, листопад, лимон, липа, листья, лилипут, лилия, ливень), «ка» (каша, каска, капель, карась, камень, картина, калина, калитка, кастрюля), «ве» (весна, веник, ветер, верёвка, ведро, веселье, веер)? Сможет ли он придумать слова, заканчивающиеся на слог «са» (коса, оса, колбаса, лиса, принцесса, чудеса)? Вспомнит ли он слова, в которых встречается сочетание «ро» (король, корона, урок, трон, ромб, кров, стройка, роза, перо, метро, пирог)?

«Скажи наоборот». Назовите ребенку слово, например «холодный». Задача ребенка найти слово-антоним- противоположное по значению: «горячий; «лето-зима»; низкий-высокий»; плохо-хорошо».

«Найди ошибку». Прочитайте ребёнку предложение, спросите, из какой оно сказки и что в этом предложении не так.
— Жила-была коза. И было у неё семеро маленьких котят.
— Испекла мама пирожки и попросила дочку Синюю Шапочку отнести пирожки дедушке.
— Ниф Ниф построил себе стеклянный домик, Нуф-Нуф – хрустальный, Наф-Наф – кирпичный.
— Говорит печка: «Съешь мои пирожные – скажу, куда гуси-лебеди полетели».
— Опустил волк свой хвост в прорубь, сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни волчий хвост».

«Кочерга». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Интереснее играть в нее с группой детей. Ребенок выбирает себе имя из кухонной утвори: кочерга, кастрюля, поварешка, тарелка, чашка, вилка и т.д. Взрослый задает вопросы:

«Как тебя зовут?»-Поварешка.

«А как зовут твою маму?»-Поварешка

«Что ты сегодня кушал?»-Поварешку

» С кем ты гулял?»- с Поварешкой

«Кто твои друзья?» -Поварешки.

Кроме того, что эта игра развеселит детей, она поможет научиться склонять предметы в роде, числе и падеже.

«Один-много». Взрослый называет слово, обозначающее один предмет, ребенок называет множественное число слова.

Ребенок-люди, медвежонок-медвежата, человек-люди.

«Слово-ассоциация». Назовите слово, допустим, «мёд», и спросите у ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок». Эта детская словесная игра способствует развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса .

Дидактические игры для детей 2-3 лет. Знакомство с шаром. Задания на развитие внимания у детей 3-4 лет Занятие по развитию речи. Домашние и дикие животные. Занятие по развитию речи. Овощи. Значение художественных произведений для детей раннего возраста Игры для развития фонематического слуха Игры и конкурсы для детей школьного возраста Как подготовить руку ребенка к письму Картинки к сказке «Кот, петух и лиса»
Кинетический песок для развития творческих способностей. Повторяй-ка. Онлайн-игра на развитие памяти
Польза рисования для детей Понятие времени для ребенка
Развиваем логическое мышление у детей

Предлагаемые словесные игры будут полезны и обычным дошкольникам, и школьникам начальной школы с речевыми и другими проблемами. Да и просто для сокращения времени в путешествиях.

Словесные игры для дошкольников и школьников

  1. помогут пополнить словарный запас детей новыми понятиями,
  2. активизируют навыки словообразования и словоизменения ,
  3. активизируют процесс извлечения из памяти,
  4. будут способствовать развитию внимания, ассоциаций, а также логического мышления,
  5. помогут подготовиться к обучению в школе .

Игр со словом для дошкольников огромное количество. Вы можете с их помощью с детства научить малыша такому владению словом, которому учатся взрослые в бизнесе за большие деньги. Читайте о подобных упражнениях ещё и играйте с удовольствием.

Правила словесной игры

У словесных игр широкий спектр применения.

Их можно применить и как развивающие (для обычных детей), и как коррекционные (если у вашего чада есть проблемы).

Каждый раз используйте 1-2 упражнения. Если вы поменяете инструкцию, то это будет уже другая игра на том же материале (пример: "Узнай домашних животных").

В конце словесной игры полезно будет выбрать какой-нибудь предмет и нарисовать его. Рисование поможет соотнести слово и образ, что важно для развития взаимодействия между полушариями головного мозга.

И еще добрый совет. У педагогов есть хорошее правило: составлять картотеки. Просто родителям это тоже не помешает.

Собирайте словесные игры. Наклейте каждое упражнение на картон, и поставьте в коробку. У вас получится удобная для применения картотека (не надо каждый раз искать в интернете). Мы постарались расположить материал в удобном для картотеки виде.

Научите своего малыша играть в подвижные и словесные игры. Он сможет стать заводилой и лидером среди сверстников. Дети потянутся к нему и будут уважать вашего ребенка.

Словесные игры для развития мышления

Узнай домашних животных

Задание: слушай внимательно слова и назови только домашних животных. Детям 3-4 лет и детям с задержкой развития повторять несколько раз (если необходимо). Слова произносить медленно и внятно. Если малыш не знает кого-то из домашних питомцев, покажите картинку в Интернете.

Инструкция. Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша и прочее), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.

  1. лиса, собака, обезьяна, заяц;
  2. лошадь, тигр, енот, медведь;
  3. петух, индюк, куропатка;
  4. баран, лось, теленок, белка;
  5. жираф, курица, коза;
  6. утка, селезень, журавль;
  7. синица, гусь, кролик;
  8. слон, корова, рысь;
  9. жеребенок, кошка, мышка;
  10. свинья, кабан, землеройка;
  11. крот, ягненок, уж;
  12. цыпленок, волк, козленок;
  13. бизон, сарай, овца.

Какие слова обозначают транспорт?

Инструкция. Аналогична инструкции к предыдущему упражнению.

  1. грузовик, велосипед, скамейки;
  2. столб, метро, лодка, вертолет;
  3. автобус, дорога, море, машина;
  4. поезд, дом, самокат, магазин;
  5. трамвай, троллейбус, космос, луна;
  6. пароход, водитель, ракета, комета;
  7. дерево, самолет, балкон, телега.

Смысловые ряды

Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

  1. птица-гнездо, собака -...;
  2. куртка-ткань, сапоги-…;
  3. лошадь-жеребенок, корова-…;
  4. книга-обложка, дом -…;
  5. собака- щенок, человек-...;
  6. каша-ложка, мясо-…;
  7. лодка-вода, поезд-…;
  8. белка-дупло, человек - ...;
  9. цветок-стебель, дерево-…;
  10. окно-подоконник, шкаф - …;
  11. береза-листья, сосна - …;
  12. солнце-светло, ночь-...;
  13. шуба-пуговица, ботинок -….

Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

Отгадай предмет

Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому вещи они принадлежат.

  1. кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
  2. обложка, листы, картинки, буквы (книга);
  3. ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
  4. ручки, зубья, (пила);
  5. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
  6. растения, садовник, забор, земля (сад);
  7. подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
  8. спинки, матрас, ножки (кровать);
  9. крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
  10. подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
  11. глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);
  12. лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
  13. пол, стены, обои, потолок (комната);
  14. кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
  15. подоконник, рама, форточка, стекло (окно).

Что общее у предметов?

Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

У двух предметов:

  1. персик, слива (фрукты);
  2. огурец, морковь (овощи);
  3. стол, стул (мебель);
  4. корова, коза (домашние животные);
  5. шляпа, шапка (головные уборы);
  6. тюльпан, роза (цветы);
  7. кастрюля, сковорода (посуда);
  8. шкаф, кровать (мебель);
  9. платье, юбка (одежда);
  10. дождь, снег (осадки);
  11. сапоги, ботинки (обувь);
  12. коза, свинья (домашние животные);
  13. тарелка, ложка (посуда);
  14. сорока, воробей (птицы);
  15. Москва, …(название родного города) (города);
  16. Волга, Дон (реки);
  17. квас, фанта (напитки);
  18. самолет, вертолет (воздушный транспорт);
  19. автобус, троллейбус (наземный транспорт);
  20. кошка, коза (домашние животные).
  21. катер, корабль (водный транспорт);

У трех предметов:

  1. тарелка, сковорода, чашка (посуда);
  2. мяч, солнце, шарик (круглые);
  3. сапоги, ботинки, туфли (обувь);
  4. пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
  5. солнце, одуванчик, круг (круглые);
  6. портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
  7. лист, трава, елка, крокодил (зеленые).

Отгадай, о какой группе предметов идет речь

(развивает умение давать определения понятиям).

  1. Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
  2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
  3. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
  4. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
  5. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
  6. Носят на ногах (обувь).
  7. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
  8. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно - шапки).

Отгадай название предмета по описанию

Например: "Что это?"

Овощ, круглый, красный, вкусный.

Признаки

  1. Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
  2. Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
  3. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
  4. Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
  5. Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
  6. Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
  7. Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютах.
  8. Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
  9. Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

Подберите соответствующих животных к следующим словам

Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

  1. лохматый, косолапый...;
  2. маленький, звенящий, длинноносый...;
  3. голодный, серый, зубастый, злой...;
  4. большой, рогатый...;
  5. злой, зубастый, зеленый...;
  6. маленькая, ловкая, проворная...;
  7. зеленая, пучеглазая...;
  8. хищный, сильный, полосатый...;
  9. ловкая, шумная, хвостатая...;
  10. яркое, теплое...;
  11. большой, серый, большеухий, толстоногий...;
  12. маленький, черный, трудолюбивый...;
  13. длиннохвостая, стрекочущая...;
  14. серый, колючий....

Играйте в словесные игры и получайте пользу и удовольствие. Сайт Нестандартные дети желает успехов!

Ведущий объясняет детям правила игры: - Я буду перечислять предметы, которыми украшают новогоднюю елку. Если их вешают на нее, вы говорите «да"", а если не вешают, вы говорите «нет». И так, слушайте внимательно и думайте, где надо говорить «да», а где «нет":


яркая игрушка... звонкая хлопушка... Петенька-Петрушка... старая подушка... белые снежинки... черные ботинки... зайчики из ваты... зимние лопаты... красные фонарики... хлебные сухарики... яблоки и шишки... рваные штанишки...

Много друзей

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Медленно двигаясь по кругу вправо или влево, все играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего, расхаживающего в середине круга. Если, например, водящего зовут Саша, то все поют:


У нашего Сашеньки много друзей, Все они как тени следуют за ним Что 6 ни сделал Саша, делают они... (или: «Все, что Саша делает, делают они».)


Дети поют песенку, а в это время водящий, так же как и все, двигается внутри круга в общем направлении. Когда же песня доходит до слов: «Чтоб ни сделал Саша...», водящий проделывает различные движения, принимает разные позы, но такие, чтобы не мешали движению хоровода, а все дети в хороводе должны точно повторять их. На последние слова песенки:


Кто тебе, Сашенька, самый лучший друг?


Кто тебе, Сашенька, самый лучший друг? -


водящий останавливает свой выбор на том, кто, по его мнению, лучше других повторил за ним его движения. Тот, на кого падает выбор, выходит на середину круга и сменяет водящего, а водящий уходит на его место, и игра продолжается. Дети запевают песенку сначала, называя имя нового водящего.


Эта игра имеет несколько разновидностей. Иногда она проводится так: в середину круга становится водящий, а все остальные, взявшись за руки, водят вокруг него хоровод и тоже поют песенку, но уже другую, хотя в тексте ее также упоминается имя водящего.


Например:


Катя во кругу стоит, Круг на Катеньку глядит. Ну-ка, Катя, покажи, Что нам делать. Раз-два-три!


На счет «три» водящий делает какое-нибудь движение, а все остальные в точности повторяют его.


После нескольких запевов водящий выбирает на свое место того, кто, по его мнению, лучше других справился с задачей, после чего игра продолжается с новым водящим.

Гуси-лебеди

Выбирают волка и хозяина, все остальные игроки - гуси-лебеди. Хозяин становится по одну сторону игровой площадки, гуси-лебеди по другую, в середине - волк. А дальше в игре начинаются разговоры.


Хозяин (зовет гусей). Гуси, гуси?


Гуси (отвечают). Га-га-га.


Хозяин. Есть хотите?


Гуси. Да-да-да.


Хозяин. Ну, летите!


Гуси. Мы боимся.


Хозяин. Почему?


Гуси. Серый волк под горой,


не пускает нас домой!


Хозяин. Что он делает?


Гуси. Гусей щиплет.


Хозяин. Каких?


Гуси. Сереньких да беленьких.


Хозяин. Вы летите как хотите,


Только крылья берегите!


Гуси-лебеди, домой!


Гуси летят с пастбища домой, а волк ловит их до того места, где стоит хозяин. После 2-3 перелетов гусей, выбираются новые волк и хозяин. Каждый раз пойманных волком гусей ведущий подсчитывает и отпускает.


Выигрывает тот из волков, кто сумеет поймать больше, чем другие.

Вопросы

Дети делятся на 2 команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто из ребят не видел, после чего спрашивает игроков, что это за предмет. Это может быть игрушка, конфета, яблоко, мяч, книга - словом, все, что знакомо детям. Они должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».


Например: Оно круглое? Съедобное? Красного цвета? Его можно кидать? Оно тяжелое? Из железа? и т. д.


Побеждает команда, которая быстрее соперников правильно угадает и назовет предмет, лежащий в коробке.

Пощипай! (игра-загадка)

Ведущий объясняет игру 1 или 2 детям, которые, уяснив ее смысл, разыгрывают своих товарищей.


Тарин, барин, пощипай, Ехали на лодке. Тарин, барин утонул - Кто остался в лодке?


Пощипай!


Затеявший игру начинает щипать своего партнера.

Закончи слово

Дети располагаются по кругу. Ведущий бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Са...». Ребенок, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Са...», поймавший отвечает: «...ша» (Саша) - и бросает мячик ведущему. Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Ка-тя, Ми-ша, Ири-на, Све-та, Ко-ля, О-ля и т. д. Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов. Например: ведущий говорит: «Са...» - и бросает мяч ребенку, поймавший отвечает: «мо» - и бросает мячик другому игроку. Тот заканчивает слово: «лет» (Са-мо-лет) -и бросает мяч ведущему и т. д.

Какие слова бывают

Ведущий предлагает детям сыграть в игру, кто больше знает разных слов. Выигрывает тот из ребят, кто назовет больше слов, чем другие.

Дразнилки

Дразнилка - это жанр игрового детского творчества. Она возникает как прибавление к имени ребенка рифмованного прозвища или созвучного слова («Андрей-воробей», «Антошка-картошка», «Лиза-подлиза», «Лешка-лепешка»). Ведущий предлагает детям придумать слова, созвучные именам девочек и мальчиков, и чтобы это были дразнилки. Например:


Аркашка-таракашка-букашка.


Саша-каша-простокваша.


Андрей-воробей-ротозей.


Зинка-корзинка-резинка.


Танюшка-лягушка-ватрушка.


Валя-краля.


Света-конфета.


Мишка-шишка.


Анна-ванна.


Побеждает тот из ребят, кто сумеет придумать слов-дразнилок больше, чем другие, и тот, кто придумает самую необычную дразнилку.

Ласковые слова

Один ребенок садится лицом к другим детям. По команде ведущего игроки должны по очереди говорить ему только ласковые слова - солнышко, зайчик, березка, котик, милый, дорогой, нежный, хороший, травка, цветочек и т. д.


Нельзя повторять ранее произнесенные слова, на придумывание в случае затруднения ведущий дает игроку 15-20 секунд. Не сумевший справиться с заданием за это время или назвавший «не ласковое слово», выбывает из игры.


Побеждает участник, успешно справившийся с заданием и вышедший в финал в единственном числе.

Цапки

Выбирается водящий, он вытягивает вперед руку ладонью вниз. Все дети ставят под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:


Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц, белка, жаба,



На горе стояли зайцы

и кричали: «Прячьте пальцы!»


При слове «цап!» водящий сжимает ладонь в кулак, а все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот становится водящим.

Ушки

Дети разбиваются по парам, ударяют 2 руками в ладоши друг друга и приговаривают:


Мама била, била, била И все папе доложила. Папа бил, бил, бил И все бабе доложил. Баба била, била, била И все деду доложила. Дед бил, бил, бил И все сестрам доложил. Сестры били, били, били И все братьям доложили. Братья били, били, били, И в кадушку закатили, А в кадушке две лягушки - Закрывай скорее ушки!


При последних словах ребята должны быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Испорченный телефон

Дети садятся в одну линию. Ведущий тихо, быстро, но отчетливо шепчет на ухо первому с краю какое-нибудь слово или короткое предложение, например: «жадина-говядина» или «муха села на варенье». Тот передает, что услышал, второму, тот - третьему и т. д. Последний в цепочке встает и громко говорит, что он услышал. А после этого ведущий называет первоначальное слово. Если слово по дороге исказилось, нужно пройти «обратно по линии» отыскать, кто первым его исказил. Виновник становится ведущим, и игра продолжается. Если слово дошло до последнего участника без искажения, тогда ведущий еще раз начинает игру, придумав новое сообщение.

Загадки-складки

Игра проводится так же, как и с детьми 3-4 лет «Загадки-складки» в разделе «Словесные игры». Изменение состоит в том, что ведущий предлагает детям новые, более сложные загадки.


Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком, Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, Он зовется... (Чиполлино)


Перед волком не дрожал,


От медведя убежал,


Но лисице на зубок


Все ж попался... (Колобок)


На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился... (Колобок)


С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган, Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? Вот подсказка вам, друзья, Его девочка Мальвина Называла... (Буратино, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)


Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит)


Вместе с Карлсоном Прыгал с крыш Шалунишка наш... (Малыш)


Скачет лошадь не простая -


Чудо-грива золотая,


По горам парнишку носит,


Да никак его не сбросит.


У лошадки есть сынок -


Удивительный конек,


Удивительный конек,


По прозванью... (Горбунок)


Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на белом свете Больше нет ни одного. Потому что он не птица,


Не тигренок, не лисица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка И зовется... (Чебурашка)


Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (Черепахи)


У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя - маленький хвост, Спереди у зверя - хвост большой, Ну, конечно, это он Ну, конечно, это... (Слон)


И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке Мы зеленые... (Лягушки)


На ветке не птичка -Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка... Кто же это? ... (Белка)


Я в любую непогоду Уважаю очень воду И от грязи берегусь -Чистоплотный, серый... (Гусь)


Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей!


Я бывалый... (Воробей)


На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это... (Цапля)


За рекой они росли, Их на праздник принесли, На веточках - иголки Что же это? ... (Елки)


Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверек уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? ... (Зайка)


Очень ласковый и чистый,


Лапой моется пушистой,


Если пустит ногти в ход -


Страшный зверь - домашний... (Кот)


Он с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он веселая игрушка, И зовут его... (Петрушка)


Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Пасется весь день. Кто же это? ... (Олень)


Звонко время отмечает, Утром солнышко встречает. Вот последний луч потух - Спит на жердочке... (Петух)


Не олень он и не бык,


В жарких странах жить привык,


На носу имеет рог.


Кто же это? ... (Носорог)


Кто-то за кого-то Ухватился цепко:


Ох, никак не вытянуть!


Ох, засела крепко! Но еще помощники Скоро прибегут... Победит упрямицу Дружный общий труд! Кто засел так крепко? Может, это... (Репка)

Загадки и отгадки

Ведущий раздает детям карточки с картинками. Сам же берет карточку с текстом загадки и читает ее. Дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок поднимает карточку и говорит: «Это про...» Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку. Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках.


Сама мелковата,

А хвост богатый.

С ветки на ветку скок-скок,

Орешек за орешком щелк-пощелк. (Белка)


Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.


(Медведь)


Словно елка, весь в иголках. (Еж)


Прыг-скок трусишка: Хвост - коротышка,


Ушки вдоль спинки, Глаза с косинкой. Одежда в два цвета: На зиму и лето. (Заяц)


На овчарку он похож


Что ни зуб - то острый нож!


Он бежит, оскалив пасть,


На овцу готов напасть. (Волк)


С хозяином дружит, на чужих лает, в дом не пускает. (Собака)


Мордочка усатая,


Шубка полосатая,


Часто умывается,


А с водой не знается. (Кошка)


Маленький рост, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки. (Мышь)


Рыжий молокозавод День жует и ночь жует: Ведь траву не так легко Переделать в молоко! (Корова)


Хвост крючком, а рыльце пятачком. (Свинья)


Плаваю под мостиком


И виляю хвостиком.


По земле не хожу


Рот есть, да не говорю.


Глаза есть - не мигаю,


Крылья есть - не летаю. (Рыба)


Пишет он, когда диктует, Он и чертит, и рисует.


И сегодня вечерком


Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)


Я пыхну, пыхну, пыхну,


Больше греться не хочу.


Крышка громко зазвенела:


"Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)


Она меня впускает в дом И выпускает вон, В ночное время под замком Она хранит мой сон. (Дверь)


Кинешь в речку - не тонет, Бьешь о стенку - не стонет, Будешь о земь кидать -Станет кверху летать. (Мяч)


Есть, ребята, у меня


Два серебряных коня.


Езжу сразу на обоих.


Что за кони у меня? (Коньки)


За веревочку-узду Через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, А назад его тащу. (Санки)


Две курносые подружки Не отстали друг от дружки: Обе по снегу бегут, Обе песенки поют, Обе ленты на снегу Оставляют на бегу! (Лыжи)

Чистоговорки и скороговорки

У ребят 5-го года жизни произношение отдельных звуков может быть еще не сформированным: шипящие


звуки произносятся не достаточно четко, не все дети умеют произносить звуки лир. Ведущий проводит игру так же, как и с детьми 4-го года жизни. Изменение состоит в том, что к прежним чистоговоркам добавляются новые, более сложные.


Нужно помнить, что скороговорка - это всегда забава, и работать над ней надо весело. В скороговорке всегда есть материал для шутки: неумение произнести быстро предложение и нелепая ошибка ребенка вызывают смех товарищей, что само по себе благотворно действует на малыша, заставляя стремиться к более чистой и четкой речи.

С, 3, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц

Слоны умны, . Слоны смирны, Слоны спокойны И сильны.


В лесу темно, Все спят давно. Одна сова не спит, На суку сидит.


Сок с березы стек, стек с березы сок. Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой. Нисколько не скользко, не скользко нисколько. У осы не усы, не усищи, а усики. Осип охрип, Архип осип. Сачок зацепился за сучок. По семеро в сани уселися сами. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.


Едут Сеня, Саня с Соней На санках: санки скок, Сеню с ног, Саню в бок, Соню бух в сугроб.


Мы сидим на лесенке, И поем мы песенки.


Не хочет косой косить косой.


Шел косой козел с косой. Пришел косой козел с косой.


Веселей, Савелий, сено пошевеливай!


Оса на ноги боса и без пояса.


Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.


Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь, строчат.


Пол Света вымыла, сор из дома вымела.


Саня, погляди в окно, Сколько снега нанесло! И в лесу, и в саду, Сосны, ели - все в снегу.


Идет коза, коза-дереза, За-за-за, за-за-за. Злые глаза у козы-дерезы, Зы-зы-зы, зы-зы-зы. Козлята идут вместе с козой, Зой-зой-зой, зой-зой-зой.


Зоя ведет козлят и козу, Зу-зугзу, зу-зу-зу.


Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.


У хозяина - козел, у хозяйки - коза-дереза.


Шли две Зинки, несли корзинки, у каждой Зинки - по две корзинки, в каждой корзинке - по две резинки. Сколько резинок было у Зинок?


Звала по малину Марина Галину, Марину Галина звала по малину.


Гроза грозна, грозна гроза.


Захар змея запускает, Зоя с зайкою* играет, Зина в лес пошла, Землянику нашла.


Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.


Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шутливо шарят гроши.


Чешуя у щучки, щетинка у чушки. В шалаше шесть малышей шалят.


В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.


Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон - как в капюшоне он смешон.


Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.


У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку И накормила кошку.


Жутко жуку жить на суку.


Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот.


Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет.


Жужжит жук, жужжит, да не кружится. Под дуб вполз уж, уж вполз под дуб.


Бедный ежик ежится, Все ему не можется, Посинела кожица, И скривилась рожица Мать его тревожится: «Вот забот умножится - Бедный ежик ежится».


Чики-чики-чикалочки Еду я на палочке.


Сидят чернички в темной темничке.


В гнезде яички - выведутся птички.


Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.


Чок, чок, каблучок Наскочил на сучок, Оторвался, поломался, Чок, чок, каблучок. У забора старичок:


Дал ему я башмачок, «Старичок, старичок, Почини мне каблучок».


Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.


Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.


Щука в речке жила, Щеткой воду мела, Щи варила для гостей, Угощала пескарей.


Тащил Авдей мешок гвоздей, Тащил Гордей мешок груздей, Авдей Гордею дал гвоздей, Гордей Авдею дал груздей.


Кровельщик Кирилл Криво крышу крыл. Перекрыть крышу Пригласил Гришу.


Даже шею, даже уши Ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.


Курица волнуется, Не пугайте курицу.


Молодец против овец, а против молодца и сам овца. Курица привела с улицы целый выводок цыплят.


Любовалась цыплятками курица Что ни цыпленок - то умница! Молодец, удалец,


Очень ценный птенец!


В цветнике две овцы Целый день пасутся. У крыльца без конца Киска ест из блюдца. Из цветов, наконец, Прогоните овец!

Считалка

О том, как играть в считалки и какие виды считалок существуют, уже было описано (дети 3- 4 лет). Детей 5-го года жизни ведущий знакомит со считалками более сложного содержания.


Захотел наш Том поесть, В холодильник он полез. В холодильнике сметана, Мясо, рыба, баклажаны, Огурцы и виноград, Кабачки и лимонад

Коли хочешь есть и ты, Так скорее выходи!


Джерри - мышь,

А Томик - кот. Вместе водят хоровод. Тут к ним Таффи прибегает, Скушать сыру он желает. Холодильник перерыл, Сыр унес - Таков и был!


Джерри весело живет, Джерри песенки поет! Раз, два, три, четыре, пять, Ну-ка, Джерри, спой опять!


Суп варили курочки, Помогали уточки Прибегали кошки Приносили плошки Стали кошки плошки мыть Выходи - тебе водить.


Ходит свинка по болоту, Зовет зайцев на работу. Зайцы скажут: «Не хочу!» Свинка скажет: «Заплачу!"


Вышла Машенька гулять Чтоб цветов себе нарвать. Тишина кругом стоит. Лишь кукушечка кричит.


Ты, кукушка, не кричи, А всю правду расскажи: Сколько лет еще весной Мы увидимся с тобой? Она стала куковать, Стала Машенька считать:


Раз, два, три, четыре, пять. Выходи - тебе играть!


Жаба прыгала, скакала, Чуть в болото не упала. Из болота вышел дед - Двести восемьдесят лет. Раз, два, три, Это верно будешь ты!


Раз, два, три, четыре! Жили мыши на квартире: Чай пили, чашки били, По три денежки платили! Кто не хочет платить - Тому и водить!


Дора, дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как же вора наказать. Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Есть рисунки и картинки. Раз, два, три! Кому хочешь - дари!


За стеклянными дверями


Стоит Мишка с пирогами.


Здравствуй, Мишенька-дружок,


Сколько стоит пирожок?


Пирожок-то стоит три,


А водить-то будешь ты.


Ежик, ежик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать - Нам водилку выбирать!


Раз, два, три, четыре, пять,


шесть, семь, восемь, девять, десять,


Выплывает круглый месяц,


А за месяцем луна,


Мальчик девочке слуга.


Ты, слуга, подай карету,


А я сяду да поеду.


Ты, слуга, подай метлу,


А я в карете подмету.


И поеду в Петроград


Покупать себе наряд:


Красный, синий, голубой -


Выбирай себе любой.


Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы. Ты пойди-ка поводи!


До-ре-ми-фа-соль-ля-си, Едет кошка на такси! А котята прицепились И бесплатно прокатились!


Тили-тили, тили-бом. Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку: Носит зайка шишку. Поскорей сбегай в лес Сделай зайке компресс!


Раз, два, оп-па! Америка, Европа, Индия, Китай, Из круга вылетай!


Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь - стой и жди, А не веришь - выходи!